ЖКХ зарегулировано до коллапса Новая «стратегия развития» отрасли консервирует кризис
Рост количества коммунальных и энергетических аварий в России стал возможен в результате крайне низких инвестиций в инфраструктуру, коррупции и непрозрачность схем работы чиновников, а также очень медленного внедрения успешных бизнес-моделей работы в ЖКХ, которым препятствует административный аппарат. При этом приятая недавно правительством РФ Стратегия развития отрасли лишь закрепляет сложившееся положение дел, пишет сегодня журнал «Эксперт».
Слабая стратегия
Правительственная «Стратегии развития ЖКХ», как говорилось в официальном сообщении, будет способствовать повышению комфортности условий проживания, модернизации и повышению энергоэффективности объектов ЖКХ, переходу на принцип использования наиболее эффективных технологий, применяемых при модернизации и строительстве объектов коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда, обеспечению доступности многоквартирных домов для инвалидов и других маломобильных групп населения. Цели, как обычно потные и очевидные, однако этот документ вызвал обоснованную критику со стороны специалистов отрасли, экспертного сообщества и депутатов.
В частности, в своем комментарии к принятию этой «Стратегии», которое практически совпало по времени с трагедией в Петропавловске-Камчатском, где 28 января двое 8-летних мальчиков упали в яму с кипятком из теплотрассы, первый заместитель председателя комитета по жилищной политике и ЖКХ Госдумы Елена Николаева говорила, что хотя «Стратегия» и утверждает, что введение госрегулирования управления многоквартирными домами МКД через лицензирование управляющих организаций позволило освободить рынок от недобросовестных компаний, повысить их ответственность за качество предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, эти цели не были достигнуты.
«На мой взгляд, пока не все эти цели были достигнуты, а итоги лицензирования весьма противоречивы. Налицо укрупнение рынка, переход значительного объёма жилищного фонда в управление муниципальных управляющих организаций (ГУПов, МУПов и ГБУ), снижение конкуренции. К сожалению, мы не увидели в Стратегии изменений, способствующих развитию бизнеса в сфере ЖКХ, повышению конкуренции», – считает Николаева.
По ее оценке, указанные в документе меры «закрепляют сложившуюся за последние годы систему жесткого государственного регулирования этого рынка». «Всё экспертное сообщество отмечало, что Стратегия не соответствует ряду положений федерального закона № 172-ФЗ от 28 июля 2014 г. «О стратегическом планировании в Российской Федерации», – подчеркнула депутат.
Система неповоротлива и коррумпирована
ЖКХ – это огромный перспективный рынок. Годовой оборот в сфере жилищно-коммунального хозяйства превышает 4,1 трлн рублей, это более 5,7% валового внутреннего продукта России, говорится в документе. По данным Федеральной службы государственной статистики, объем жилищного фонда в РФ составляет 3,3 млрд кв м, в том числе многоквартирных домов – 2,4 млрд кв м.
Рынок ЖКХ в России оценивается действительно в астрономическую сумму, отметил эксперт центра «Общественная дума» Антон Соничев. И, безусловно, данный сектор в кризисных условиях может стать как одной из составляющих его успешного преодоления, так и тем фактором, который только усугубит ситуацию в государства и послужит развитию системных кризисов, что, в свою очередь, приведет к десятилетиям застоя и стагнации в экономике.
Послевоенный опыт Японии, Германии, США, недавний опыт Китая, рассказывает эксперт, характеризуется одной общей особенностью: проводить структурные реформы заставило время, геополитическая и макроэкономическая конъюнктура, сложившаяся в мире и права образование оказавшая влияние на ситуацию в стране. Ситуация в России во многом схожая: вызовы, с которым наша страна столкнулась в последние годы, является серьезнейшим испытанием для современной России.
Главной проблемой отечественной отрасли ЖКХ, по мнению Соничева, является фактически ее полное огосударствление. В этой связи объяснимы неповоротливость, коррумпированность, отсутствие четкой иерархической структуры и прозрачности управления, и, как следствие этого, неконтролируемый рост цен без внятной обоснованности такого роста.
О попытках разгосударствления этого сектора уже заявлялось в конце 2015 года: тогда заместитель министра строительства и ЖКХ высказал давно назревшие идеи об отсутствии эффективности так называемых «МУПов» – муниципальных предприятий, созданных для осуществления управления в отрасли ЖКХ, и передачи самых неэффективных вновь созданным концессиям – частному сектору. Инициатива, уверен эксперт, крайне своевременна и достаточно актуальна, однако все упирается в одни и те же вопросы: когда, как это будет осуществлено, и какой уровень эффективности ждать от этих преобразований.
На осень 2015 года уже функционировало более 450 концессий, было объявлено порядка 900 конкурсов, а в целом по стране с прибавлением к озвученным концессиям различных тарифных соглашений и инвестиционных проектов отдельных регионов, в рамках которых была осуществлена частичная передача ЖКХ в руки частных инвесторов, заключено более 5,5 тыс соглашений.
О неэффективных МУПах и перспективных концессиях говорит и депутат Елена Николаева. Но у исполнительной власти очень большая инерция, и она слабо чувствует ответственность за происходящее.
Модернизация отрасли рискует затянуться
Пока же можно говорить о том, что успехи в области ЖКХ наблюдаются в отдельных регионах. Однако это скорее частный случай, чем полномасштабная тенденция, отмечает эксперт Общественной палаты Московской области Сергей Литвиненко. Например, в Волгограде запущена концессия на модернизацию водоканала сроком на 39 лет. Объем инвестиций составит порядка 58 млрд рублей, срок окупаемости – около 15 лет. Доходность прогнозируется на уровне 18% – 19%.
В этом примере важна доходность, обратил внимание Сергей Литвиненко, так как реальность ее подтверждает: действительно, инвестирование в отрасль ЖКХ может достигать 25% и, в отдельных случаях, даже 30%. Добавить к этому активную государственную поддержку, и кажется, что в экономике России сегодня нет отрасли с гарантией такой доходности и, главное, стабильности, поскольку все проекты в области ЖКХ отличаются своей долгосрочностью.
Следует отдать должное правительству, говорит Литвиненко: работа по поиску механизмов идет. В частности, существует подход, по которому для муниципалитетов, численность населения в котором менее 250 тыс человек, концессии будут финансироваться Минстроем в размере 60%, еще 20% будет выделяться из регионального бюджета, и 20% из частного сектора. Однако такой подход рискует оставить один из главных тормозящих факторов отрасли – структурный компонент, когда основные рычаги управления останутся в руках государства, что является отрицательным показателем для отрасли, как видно сейчас.
По итогам 2015 года анонсировался приход в отрасль ЖКХ порядка 130 млрд рублей. Безусловно, тенденцию иначе как положительной не назовешь. Однако следует признать, что эти объемы совершенно недостаточны и являются лишь одной пятой от того, что нужно отрасли ежегодно. По заявлениям представителей Минстроя, отрасли нужно 500 млрд рублей чистых инвестиций ежегодно в течение ближайших пяти. Специалисты считают, что пяти лет может не хватить и модернизация растянется на семь или восемь лет.
В любом случае, инвестиции в отрасль требуются колоссальные, заключает эксперт. И не совсем понятно, откуда взять эти денежные средства. Анонсированная государством приватизация части государственных активов отвлечёт на себя фактически все крупные финансовые структуры, способные выделить озвученные выше цифры. В условиях санкций рассчитывать на активное привлечение денежных средств из-за рубежа не приходится.
При этом, заметим, что обычным рефреном выступлений многих правительственных чиновников является тема о том, что в экономике России якобы «нет проектов». Если вы говорите о том, что нужно провести российское «количественное смягчение», увеличить денежное предложение – вам скажут, что в экономике нет проектов и денежное расширение увеличит инфляцию. Но если вы скажите, что вот они, проекты на $500 млрд, причем не «левые», а сформулированные правительставенным же ведомством – то вам тут же ответят, что нет денег и взять неоткуда. Сколько процентов экономического роста и в конце концов человеческих жизней надо отдать, чтобы разорвать этот порочный круг? Вопрос конечно риторический.
Москва, Светлана Антонова
© 2016, РИА «Новый День»