Foreign Policy: Путин стал «заложником» Кадырова Заявлением о своем уходе чеченский лидер лишь повышает ставки в игре с Кремлем
Главе Чечни Рамзану Кадырову прощаются все провокации, призванные получить дивиденды от Кремля. Возможно, это связано с тем, что президент РФ Владимир Путин не хочет признать потерю контроля над Чечней и опасается исламистского бунта в РФ. Об этом пишет журнал Foreign Policy (перевод NDNews). Издание не исключает, что Кадыров рассчитывает остаться во власти, а заявления об уходе призваны «повысить ставки» в игре с Кремлем.
Новость о том, что Кадыров намерен покинуть свой пост после того, как 5 апреля закончится его срок пребывания на посту президента Чечни, вызвал бурю обсуждений в западных медиа. Однако большинство аналитиков расценивают заявление как очередной шаг по увеличению ставок в многолетней игре «кто кого» с Кремлем. По оценке издания, конечная цель чеченского лидера – не только обеспечить дальнейшее финансирование республики, но и укрепить легитимность правления, заставив Путина лично заявить о желании оставить Кадырова у власти.
Издание отметило, что в последнее время чеченский лидер усилил провокационную риторику. Таким образом он привлекает внимание Москвы к тому, что способен вызвать раскол в обществе и при этом будет пользоваться значительной общественной поддержкой, считает автор статьи.
Например, провокационное заявление Кадырова о том, что отряды чеченского спецназа тайно воюют в Сирии против ИГИЛ, прямо противоречит многочисленным заявлениям Путина. Российский президент неоднократно заявлял, что РФ не будет участвовать в наземных операциях в регионе, и Кремль был вынужден обнародовать жесткое опровержение, испытывая при этом сильное раздражение.
Для любого другого российского политика подобное поведение было бы равноценно самоубийству, но эти тактические приемы вошли в привычку «чеченского царя», пишет FP. По оценке журнала, Кадыров регулярно пользуется своим политическим капиталом, чтобы добиваться все больше преференций от Кремля.
В то же время, как отмечается в статье, Кадыров выгоден Кремлю – он поддерживает мир в Чечне и обеспечивает Путину и его партии «Единая Россия» необходимую поддержку и нужное количество голосов на выборах.
Но при этом чем больше Москва зависит от Кадырова в управлении регионом, тем в большей степени она становится заложницей растущих амбиций чеченского лидера, считает FP. Консолидировав власть в Чечне, Кадыров неофициально превратил республику в «исламское государство в пределах светской России». Издание аргументирует это тем, что в Чечне граждане обязаны соблюдать законы шариата, женщины должны носить платки, а также разрешено убийство «чести». При этом у главы региона есть собственная 30-тысячная армия, которая, как опасаются многие, предана ему больше, чем Кремлю.
Возможно, очередная волна провокационных заявлений связана с попыткой добиться строительства в Чечне нефтеперерабатывающего завода, говорится в статье. Кроме того, Кадырову нужны гарантии, что сокращение российского бюджета на фоне кризиса и санкций не повлияют на финансовые поступления в республику.
Однако, скорее всего, главная цель Кадырова – вновь стать президентом республики, приняв предложение непосредственно от Путина, считает автор статьи. Делая заявление об уходе, он прекрасно осознавал, что чеченцы выйдут на улицы Грозного и будут умолять его остаться.
По оценке FP, возможно, Путин пойдет на поводу у чеченского лидера. Во многом это связано с тем, что Кадыров пользуется большим авторитетом и уважением в Чечне и на преимущественно суннитском Северном Кавказе. В то время, когда Россия воюет в составе шиитской коалиции на стороне официального сирийского правительства, Ирана и Ирака, Путин прекрасно понимает, насколько неустойчив баланс общественного мнения среди мусульман России. Согласно подсчетам, в ряды «Исламского государства» вступило уже более 2,4 тысячи граждан РФ, в связи с чем повышается вероятность угрозы исламистского восстания в России.
Как пишет FP, Путин стал заложником ситуации – признание потери контроля над Кадыровым означает, что собственная политика Путина в регионе потерпела фиаско. Когда президент РФ пришел во власть, он пообещал вернуть Чечню в состав России, и во многом его нынешний образ связан с победой хаоса 1990-х гг. Поэтому фактически Путин оказался в ловушке, а равноценной альтернативы принцу в спортивном костюме нет, заключается в статье.
Москва, Анна Федорова
© 2016, РИА «Новый День»