AMP18+

Москва

/

СМИ: Московские аэропорты готовят новый «подарок» пассажирам

Операторы московских аэропортов рассчитывают собрать средства на развитие столичного авиаузла за счет нового сбора с пассажиров – на этот раз инфраструктурного. Общая стоимость капзатрат на развитие аэропортов составляет почти 102 млрд рублей. Но авиакомпании опасаются, что это приведет к неизбежному росту цен на билеты и падению пассажиропотока, пишет «Коммерсантъ».

Как пишет издание, операторы аэропортов «Домодедово», «Внуково» и «Шереметьево» разработали общий подход к источникам покрытия расходов на развитие аэродромной инфраструктуры. Компании предложили создать фонд, наполняемый за счет действующего пять лет дополнительного инфраструктурного сбора. Его будут уплачивать авиакомпании за пассажира или за тонну максимальной взлетной массы (МВМ). Сбор будет индексироваться ежегодно по инфляции, его размер будет зависеть от потребностей аэропортов в аэродромной инфраструктуре и пассажиропотока.

Вопрос об источниках внебюджетного финансирования «приобрел особую актуальность», сказал один из источников «Ъ», поскольку уже консолидированы активы «Внуково» и «Шереметьево», определены доли государства и частных акционеров в концессионных соглашениях.

В «Шереметьево» и «Внуково» отказались от комментариев. В «Домодедово» сообщили, что аэропорт поддерживает формирование фонда на базе сбора, поскольку это дешевле, чем привлечение кредитов, и «имеет меньшее косвенное влияние» на цены авиабилетов. В компании добавили, что обсуждаются два варианта формирования фондов: общий для всех аэропортов московского авиаузла (МАУ) или отдельный для каждого из аэропортов. В «Домодедово» считают, что в первом случае условия использования средств нужно фиксировать в концессионных соглашениях «во избежание сложностей в их распределении».

Общая стоимость капзатрат оценивается почти 102 млрд рублей. Больше всего средств потребуется «Домодедово» – около 67 млрд рублей, «Внуково» – около 10 млрд рублей, «Шереметьево» – около 27 млрд. В результате, по расчетам InfraOne, единый сбор за пассажира при нулевом НДС составит 240 рублей, за тонну МВМ – 575 рублей, при НДС 10% – 263 рубля и 632 рубля соответственно. В результате «Шереметьево» может получить 45-50 млрд рублей (после уплаты налога на прибыль в размере 20%), «Домодедово» – 35,5-43 млрд рублей, «Внуково» – 14-16 млрд рублей. В InfraOne отказались от комментариев, подчеркнув, что решение о целесообразности такого подхода еще не принято. Предполагается, что в ближайшее время проект будет обсуждаться в Минтрансе.

Источники «Ъ» в профильных ведомствах обратили внимание, что инфраструктурный сбор потребует изменений законодательства, а размер и сроки действия сбора могут различаться и тем самым нарушить конкуренцию: в худшем положении окажутся аэропорты с большей потребностью в инвестициях. Альтернативой могло бы быть увеличение тарифов на аэропортовые услуги, которые были дерегулированы в начале года в рамках концессионных соглашений. В ФАС в целом поддерживают идею сбора, но конкретные предложения в службу еще не поступали.

Между тем, часть собеседников «Ъ» полагает, что перекладывать финансовую нагрузку только на авиакомпании «нецелесообразно в связи с их низкой рентабельностью» (средняя рентабельность шести крупнейших перевозчиков составляет минус 9,42%, сказал источник «Ъ», знакомый с расчетами InfraOne). Поэтому целесообразно распределить нагрузку между авиационной и неавиационной деятельностью, иначе вырастет стоимость билетов, а пассажиропоток и доходы аэропортов упадут. Источник «Ъ» в крупном перевозчике замечает, что компания не участвовала в обсуждении сбора и не поддерживает его, так как после дерегулирования тарифов аэропорты уже начали поднимать ставки.

«Перераспределение госрасходов и инвестиций на потребителя неблагоприятно скажется на деятельности авиакомпаний», – считает партнер юридической фирмы Herbert Smith Freehills Ольга Ревзина. По ее мнению, оптимальным решением для МАУ могло бы стать привлечение иностранных инвесторов, включая китайских, специализирующихся на инвестициях в управление аэродромной инфраструктурой.

Москва, Анастасия Смирнова

© 2016, РИА «Новый День»

В рубриках

Москва, Центр России, Россия, Транспорт, Туризм, Экономика,