Тарифный хаос закрывает ТЭЦ Модернизация теплоцентралей в нынешних условиях практически невозможна
В России начинают закрываться ТЭЦ в результате сильного износа оборудования и нехватки инвестиций на модернизацию. Критическое недофинансирование отрасли и хаотическое регулирование тарифов оборачивается серьезным кризисом как для поставщиков тепла, так и потребителей на фоне масштабных аварий на теплосетях.
В Алтайском крае действующий собственник Рубцовской ТЭЦ, снабжающая 70% потребителей, – «Инвестиционно-девелоперская компания» (ИДК), совет директоров которой возглавляет Михаил Дворкович (брат вице-премьера Аркадия Дворковича), из-за заниженных тарифов решила закрыть станцию до конца этого года, хотя ещё недавно планировала строить 500 МВт новых мощностей, пишет сегодня «Коммерсантъ».
28 марта ИДК уведомила администрацию города, что намерена закрыть ТЭЦ с 1 декабря из-за плохого состояния оборудования и невозможности привести его в соответствие с нормами Ростехнадзора. В ситуации ИДК винит местных депутатов, занизивших тарифы на тепло на 2016 год, из-за чего компания недополучит 76 млн рублей, а для приведения ТЭЦ в нормальное состояние нужно не менее 1 млрд рублей.
Михаил Дворкович в декабре в своем блоге отмечал, что муниципальные теплосети и бюджетные потребители должны ТЭЦ 350 млн рублей. По его версии, управляющие компании ЖКХ города аффилированы с кассово-расчетным центром Рубцовска, который в свою очередь не перечисляет средства ТЭЦ (долг в декабре – около 135 млн рублей). Долг банкротного МУП «Рубцовские тепловые сети» достигает 2 млрд рублей, оценивал господин Дворкович. ИДК обращалась в правоохранительные органы и к главе Минэнерго Александру Новаку, но результата не последовало.
Сибирская генерирующая компания (СГК) готова реконструировать проблемную систему теплоснабжения в Рубцовске, однако для этого опять же требуются существенные инвестиции. «В идеале мы должны предложить схему, которая и даст средства на реконструкцию, и не скажется критически на тарифе»,– пояснил глава компании Михаил Кузнецов. Тем не менее, чтобы теплосети и генерация стали безубыточными, нужно поднять тариф на 40% (на первое полугодие составлял 928 рублей за 1 Гкал). Убыток от недофинансирования сейчас примерно 300 млн рублей в год, пояснил Кузнецов. По предварительным расчетам СГК, вложения в восстановление ТЭЦ должны составить 1,2 млрд рублей, а чтобы инвестиции прошли незаметно для потребителя, средства должны вернуться в течение 10-15 лет.
Между тем пока в отрасли нет механизмов, позволяющих планировать на такой долгий срок. Гарантом окупаемости может стать переход на ценообразование в тепле по методу «альтернативной котельной», тогда можно будет найти инвестора в Рубцовске без высокой премии за риск пересмотра тарифа, считает Кузнецов. В СГК ожидают, что закон о переходе на этот метод будет принят до конца года. Но в 2017 году либерализация тарифов на тепло начнется лишь в пилотных городах, Минэнерго отбирает для этого города с населением более 500 тысяч человек.
Ситуация в Рубцовске демонстрирует системные проблемы критически недофинансированной отрасли, считает Наталья Порохова из АКРА, слова которой приводит «Ъ». Аварийность в теплоснабжении растет с каждым годом, а тарифы во многих случаях не покрывают даже операционные затраты ТЭЦ и не позволяют предусмотреть какие-либо инвестиции. Несмотря на то что тепла производится больше, чем электроэнергии, инвестиции в теплоснабжение в шесть-семь раз ниже, обратила внимание эксперт. Но в условиях кризиса и высокой доли тепла в платежке за ЖКХ найти системное решение будет очень сложно, добавила Порохова.
Директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин, комментируя в интервью РИА «Новый День» кризисную ситуацию в отрасли, обратил внимание, что проблемы начинаются с определения схемы и планов развития теплоснабжения в регионе. При этом очень часто возникает ситуация, при которой региональные регуляторы отдают предпочтения в пользу муниципальных котельных, которые, по выражению эксперта, «ближе к телу»: у них самые высокие тарифы и они работают только на выработку тепла. В то же время ТЭЦ как источник когенерации (выработка электроэнергии и тепла) имеют самый низкий тариф. Однако при смешивании их расценок конечным потребителям предъявляется рост тарифов.
«Все говорят: вот, рост тарифов потому, что энергетики зажали, хотя по большому счету проблема в том, что приоритет отдается часто в пользу менее эффективных источников тепловыработки, и отсюда недофинансирование тех же самых ТЭЦ, которые остаются в убытке», – констатировал Пикин.
По его оценке, в нынешней ситуации требуется изменить систему ценообразования – регулирование тарифов передать на уровень федерального центра, который получал бы полную картину происходящего в отрасли и нес бы за это ответственность. «Сейчас же то получается, что ответственность размазана между регионами, муниципалитетами и владельцами тех же самых ТЭЦ», – отметил он.
Вместе с тем, еще одним решением должно стать окончательное утверждение во всех регионах схем теплоснабжения. «Пока такие схемы не во всех регионах России разработаны, Минэнерго не может их утвердить. И здесь определенный конфликт между регионами и Минэнерго, какие источники теплоснабжения развивать в первую очередь. Потребителям важно, чтобы источник был дешевым и надежным – этим критериям должна отвечать и система теплоснабжения», – считает Директор Фонда энергетического развития.
«То, что нужно пересматривать систему тарифных отношений, – очевидно, все об этом говорят на региональном и федеральном уровнях. Износ (энергетической инфраструктуры) продолжает нарастать с каждым годом, аварийность тоже растет. И по мелким, и по крупным авариям – эта зима не была исключением», – констатировал Пикин.
Москва, Анна Федорова, Анастасия Смирнова
© 2016, РИА «Новый День»