«Русский Алибаба» готовится выйти в мир Россия попытается продать свои товары через Интернет
Проект Интернет-площадки для продажи российских товаров за границу разработало Минэкономразвития. Между тем есть риск, что проект будет чрезмерно зарегулирован и превратится в кормушку для вполне определенных финансовых структур, а товары на продажу будут неконкурентоспособны.
Создать сервис наподобие китайской Alibaba еще в декабре поручил правительству президент РФ Владимир Путин. Для создания площадки правительство выберет российскую компанию-агрегатора, которая должна будет продвигать отечественную продукцию как самостоятельно, так и на китайских ресурсах AliExpress, JD и американских eBay и Amazon, пишет сегодня «Ъ». О своем желании стать агрегатором уже заявили «Яндекс.Маркет», «Юлмарт» и Wikimart.
На базе данной площадки будет создана так называемая «единая среда экспортера», где будут соединены продвиженческие, таможенные, логистические, информационные, платежные, кредитные, страховые и иные сервисы, необходимые для реализации товаров посредством электронной торговли на экспорт и внутри страны.
Как обычно в России, всё будет зарегулировано
Но не все товары, произведенные в РФ, будут достойны выходить на мировые рынки. Будет сформирован специальный пул экспортеров, за которых будет отвечать Российский экспортный центр (РЭЦ). Также РЭЦ будет оказывать помощь в стандартизации и сертификации продукции, и только после этого направлять экспортеров к агрегатору.
Деньги от реализации товара, поступят на счет агрегатора в банке для прохождения процедур валютного контроля и уплаты соответствующих налогов и сборов. Таким образом, площадка сможет выполнять функцию налогового агента. Такой подход, по мнению авторов проекта, сможет обеспечить бесперебойное получение выручки экспортерами, а также пополнение всех уровней бюджетов РФ.
На самом деле, как это обычно бывает в России, всевозможные процедуры регистрации, сертификации, лицензирования и контроля создадут благодатную почву для коррупции, что в итоге скажется на ценах и понизит конкурентоспособность российских товаров.
По данным МЭР, в России из 5,6 млн субъектов малого и среднего бизнеса лишь 16 тысяч (менее 0,3%) являются экспортерами. Предпринимателям крайне сложно выйти на внешний рынок, учитывая сложность вышеописанных процедур. Но и пройдя всю бюрократическую машину, российский производитель оказывается невостребованным на мировом рынке, так как себестоимость его продукции оказывается выше, чем, например, в Китае. Поэтому шанс имеют лишь уникальные продукты.
Обязательное страхование. Кормушка для Росэксимбанка
Как говорится в проекте, на площадке агрегатора у каждого экспортера будет свой личный кабинет, где он получит возможность кредитной, страховой и гарантийной поддержки ЭКСАР, Росэксимбанка (перейдет под контроль РЭЦ) либо других организаций, которые подключит агрегатор. Концепция предлагает обязать площадку при заключении договора с экспортером «аккумулировать страховой взнос» – он может потребоваться для урегулирования споров с покупателями-иностранцами. Здесь также предлагается участие Росэксимбанка. При этом экспортеров предлагается избавить от прямого участия в спорах: агрегаторам будет предложено создать площадку для разрешения споров по примеру AliExpress.
Будущие агрегаторы не проявляют энтузиазма
Руководитель «Яндекс.Маркет» Павел Алешин считает, что курируемый им ресурс площадка может быть использован для экспорта товаров за рубеж, однако есть и другие варианты площадок. «Сейчас гораздо важнее проработать удобные для бизнеса механизмы экспорта, – приводит его слова «Ъ».
В «Юлмарте» отметили, что они лишь недавно подключились к инициативе, и еще не оценивали возможный объем инвестиций. И вообще, второй половине 2016 года компания намерена запустить на собственной площадке продажу товаров за рубеж. В свою очередь гендиректор Wikimart Андрей Кленин напомнил, что его компания с 2014 года имеет магазин на eBay и с 2015 года – на AliExpress.
Впрочем, руководители возможных будущих агрегаторов поддержали инициативу государства, однако заметили, что дело потребует серьезных инвестиций, также потребуется помощь со стороны самих экспортеров и подключение административного ресурса.
Создание агрегатора с нуля потребует не менее года, в то же время подобные инструменты уже созданы в России – например, есть действующий маркетплейс Ассоциации компаний Интернет-торговли, отмечает директор ABK China Services Иван Синицын. Консолидация всех сервисных функций на единой платформе может привести к снижению конкуренции между сервисными компаниями. От этого в конечном счете могут пострадать экспортеры малого и среднего предпринимательства, предупредил он.
Москва, Соня Соболева
© 2016, РИА «Новый День»