Закон о коллекторах: за и против Думская оппозиция нашла «прорехи» в законопроекте «Единой России»
Нижняя палата российского парламента приняла в первом чтении законопроект о коллекторах, который ограничивает их прямой контакт с должниками и ужесточает требования к самим коллекторским агентствам и сотрудникам. Однако у многих представителей думской оппозиции эффективность новшеств вызвала сомнение. По некоторым оценкам, коллекторскую деятельность стоит полностью запретить как «гангрену» и ликвидировать к тому же и микрофинансовые организации.
На заседании было рассмотрено несколько альтернативных законопроектов, касающихся регулирования деятельности коллекторов и защиты прав должников. Однако принят вариант «Единой России».
Задача нового законопроекта – «описание и регулирование действий, содержащих потенциальную угрозу нарушения прав должников – физических лиц, и установление связанных с осуществлением таких действий запретов», отмечают авторы в пояснительной записке к законопроекту.
Вариант «Единой России»
В первую очередь, в документе предлагается использовать термин «профессиональный взыскатель», а не «коллектор». При этом, как подчеркнули «единороссы», цель законопроекта – не столько давление на взыскателей, сколько обеспечение защиты прав должников.
Согласно этой инициативе, звонить должнику коллектор сможет не чаще двух раз в неделю, а проводить личные встречи – не чаще раза в неделю. Кроме того, планируется запретить общение ночью с 22:00 до 8:00 в будни и с 20:00 до 9:00 в выходные. Для связи коллектору будет запрещено использовать устройства скрывающие номер телефона и адрес электронной почты.
Также вводится запрет на взаимодействие с недееспособными лицами, несовершеннолетними, инвалидами первой группы и пребывающими в медицинских учреждениях. Общение с «третьими лицами», включая родственников, станет возможным только с письменного, нотариально заверенного согласия самого должника.
Документ предполагает и возмещение ущерба (физического и морального) пострадавших от неправомерных действий должников.
Кроме того, законопроект ужесточает требования к самим коллекторским агентствам. Во-первых, сумма чистых активов, как и страхование ответственности, должна составлять не менее 10 млн рублей. Во-вторых, соответствующие организации должны быть внесены в специальный реестр. При этом сотрудниками коллекторских агентств не смогут быть лица, совершившие преступления против личности, экономики или государства, а также имеющие непогашенную судимость.
Законопроект увеличивает в десять раз (до 2 млн рублей) штраф за нарушение регламента – новые правила распространяются не только на коллекторов, но и на банки, микрофинансовые организации и других кредиторов.
Как пояснили депутаты, контролировать деятельность коллекторов будет уполномоченный правительством орган и саморегулируемые организации, в которые «профессиональные взыскатели» могут объединяться на добровольной основе.
«Мы, авторы, уверены: данный законопроект в случае его принятия радикально изменит ситуацию на рынке востребования долгов и вместе с тем не приведет к тому, что обязательства физических лиц не будут выполнены», – заявил депутат от «Единой России» Николай Гончар, представлявший документ на пленарном заседании.
Однако многие депутаты раскритиковали законопроект. Не смотря на то, что абсолютное большинство проголосовало за вариант «ЕР», представители оппозиционных фракций обратили внимание на «подводные камни» документа.
Альтернатива ЛДПР: Полностью запретить коллекторов, отрезав «гангрену»
Либерал-демократы полагают, что коллекторскую деятельность надо не ограничивать, а запретить. При этом заниматься должниками должны исключительно суды и судебные приставы.
«Кроме как полным запретом коллекторской деятельности, вопросы не решить», – убежден депутат ЛДПР Ярослав Нилов.
«Если болеет организм и пошла гангрена, необходимо ампутировать часть тела, чтобы спасти все остальное и потом уже через протез восстановить. Предлагаем гангрену в лице коллекторской деятельности обрезать, дать возможность всем успокоиться, трудоустроиться бездельникам и бывшим криминальным представителям», – прокомментировал депутат. «Думаете, те коллекторы, которые распоясались, будут ходить и вспоминать: какие там появились новые ограничения?» – отметил он.
Другой представитель ЛДПР Владимир Сысоев не исключил возможности, что может появиться новый криминальный класс – антиколлекторы. Кроме того, обремененность долгами и резкая необходимость их погашения может привести к социальному взрыву, полагает депутат.
«Людям не хватает денег на то, чтобы полноценно питаться, а вы хотите, чтобы они начали погашать кредиты. Фактически сегодня мы возвращаем российское государство в 90-е годы, и тем самым не сегодня-завтра произойдет социальный взрыв», – подчеркнул депутат.
В свою очередь еще один представитель ЛДПР Вадим Деньгин добавил, что нужна специальная реклама, чтобы изначально заемщики ответственнее относились к деньгам. «Мы сами с вами сейчас взрастили чудовище, которое на наших глазах насилует, убивает, избивает людей... Мы сталкиваемся с ужасом, который должны остановить», – призвал Деньгин.
Альтернатива КПРФ: Менять ситуацию в корне и покончить с микрофинансовыми организациями
Коммунисты также полагают, что коллекторов надо запретить. Так, депутат от КПРФ Николай Коломейцев назвал взыскателей «абсолютным злом». «Если это зло, почему не отменить? Есть же суд», – обратил внимание он.
Однако особый акцент в КПРФ сделали на искоренении истока проблем – самого существования микрофинансовых организаций. В связи с этим депутат Борис Кашин отметил, что законопроект «Единой России» не решит общих проблем неплатежеспособности населения: власть сама создала «тепличные условия» для мошенников и лоббистов. «Сначала это были финансовые пирамиды, потом их заменили игровые автоматы и казино, а теперь за народ взялись банки и финансовые организации», – сказал Кашин, добавив, что законопроект в нынешнем виде напоминает легализацию проституции для «улучшения» санитарного состояния населения.
В свою очередь депутат Николай Рябов отметил, что нужно ликвидировать, в том числе, микрофинансовые организации. «Туда приходят за кредитами люди малообеспеченные... Эти организации выдают кредит и прекрасно знают, что через коллекторские агентства будут выбивать возврат денег», – пояснил он.
«Надо ликвидировать такое юридическое понятие, как микрофинансовая организация. Тогда исключим почву для разговоров о коллекторских организациях», – резюмировал он.
Альтернатива СР: Нужна кредитная амнистия должников
Выступила с частичной критикой законопроекта «ЕР» и «Справедливая Россия», не будучи настроенной столь же радикально по вопросу полного запрета коллекторов. Так, депутат Александр Тарнавский усомнился, что законопроект «радикально» изменит ситуацию в лучшую сторону. Он напомнил, что в России уже 8 млн граждан, обремененных просроченными кредитами, из них 5 млн имеют дело с коллекторами, зачастую преступными. «Это (вопиющие случаи незаконного взыскания) было, есть и будет. Если коллекторов оставляем, то все это будет», – убежден Тарнавский.
При этом «справедливоросс» Олег Нилов подчеркнул, что в нынешних тяжелых условиях проблема закредитованности может быть решена путем «кредитной амнистии», при которой в ходе реструктуризации должники будут обязаны выплатить только «тело долга». Он также полагает, что для общения с должниками достаточно ненавязчивых смс-сообщений, а взыскание – дело судебных приставов.
Парламентское большинство все равно взяло свое
Впрочем, несмотря на серьезную критику, «Единая Россия» настояла на своем варианте ограничения и ужесточения деятельности взыскателей. По оценке представителей партии власти, полностью запретить деятельность коллекторов нельзя, поскольку «судебная система просто захлебнется». «Это абсолютно нереалистичная позиция», – прокомментировал «единоросс» Гончар предложение о запрете коллекторов. При этом, сказал он, если криминал в этой сфере есть, его надо отдельно регулировать Уголовным кодексом.
Необходимость документа вызвана многочисленными вопиющими случаями, когда коллекторы преступали закон ради взыскания долгов. Как ранее отмечала федеральный экс-омбудсмен Элла Памфилова, ссылаясь на данные МВД, с января по июнь 2015 года граждане РФ подали около 22 тысяч жалоб на незаконные действия лиц, называющих себя коллекторами.
Согласно сведениям Банка России, задолженность по кредитам, предоставленным физическим лицам – резидентам, в период с начала декабря кризисного 2009 года до начала декабря 2015 года выросла в 3 раза (с 3571,8 млрд до 10637,4 млрд рублей), при этом просроченная задолженность за этот же период выросла в 3,6 раза (с 241,05 млрд до 864,13 млрд рублей).
Москва, Софья Метелкина
© 2016, РИА «Новый День»