Минтранс «отстоял» в Госдуме плохие дороги и дорогие авиаперевозки Соколов сослался на кризис, но депутаты и Счетная палата ему не поверили
Сегодня на пленарном заседании Госдумы министр транспорта Максим Соколов подвергся жесткой критике. Как заявили депутаты и представитель Счетной палаты РФ, бюджетные средства на транспортную инфраструктуру расходуются неэффективно, не оказывается поддержка лоукостерам и не снижаются тарифы на поезда пригородного сообщения.
«В современных финансовых экономических условиях Минтрансу необходимо принять более действенные меры по эффективному использованию бюджетных ассигнований, направляемых на содержание и развитие транспортной инфраструктуры», – заявил аудитор Счетной Палаты РФ Валерий Богомолов.
По итогам 2015 года из бюджетных 969 млрд рублей не использовано 33,8 млрд, сообщил аудитор. «В процентном отношении как будто ерунда – но все-таки 33,8 млрд!», – подчеркнул он.
По словам Богомолова, наименее эффективно использованы госсредства в Росавиации (15,9 мдрд), Росавтодоре (13,5 млрд), Росжелдоре (3,1 млрд). Из неиспользованных денег 54% – это средства, предусмотренные для капитальных вложений в объекты инфраструктуры, 32,5% – для трансферов субъектам РФ.
Богомолов особо отметил, что в 2015 году Росавиация недостаточно сделала для поддержки доступных пассажирских авиаперелетов – особенно в направлении Дальнего Востока и Калининграда.
Кроме того, в Счетной палате обратили внимание на то, что средства на реконструкцию автодорог в регионы предоставлялись слишком поздно – только в конце финансового года. «В четвертом квартале 2015 года в бюджеты субъектов перечислено 38 млрд рублей – 62% от общего объема. Половина указанных средств субъекты получили лишь в декабре», – констатировал аудитор.
При этом проекты РЖД зачастую не реализуются в срок из-за «невыполнения генеральными подрядчиками обязательств по госконтрактам». «Коммерческие фирмы, выигравшие конкурс на проведение капремонта, получили доход, практически не выполняя никаких работ – это около 28 миллионов рублей», – сказал Богомолов.
Претензии есть и к федеральному агентству морского и речного транспорта, поскольку нарушались условия предоставления субсидий. «Это свидетельствует об отсутствии должного контроля за целевым использованием предоставленных субсидий», – констатировал Богомолов.
Большинство выступивших депутатов в той или иной степени раскритиковали работу ведомства. «Столько, сколько мы выслушиваем о качестве дорог, самолетов, транспорта в целом – это уже просто уму непостижимо», – сказал депутат от фракции ЛДПР Александр Старовойтов.
При этом в ходе дискуссии парламентарии сделали особый акцент на дороговизну внутренних пассажирских перевозок и перелетов. Так, по оценке члена комитета Госдумы по транспорту Андрея Андреева, по-прежнему «неоправданно высоки» цены на билеты.
Депутат обратил внимание, что Госдума постоянно «расшивает» Воздушный кодекс, уменьшает издержки. «Но где снижение НДС на внутренних перевозках до нуля процентов? Где контроль за стоимостью керосина, аэропортовыми сборами?» – задал Андреев вопросы представителю Минтранса. По его словам, без государственного контроля все это прямо влияет на стоимость бензина, а, следовательно, и цен на билеты. «Министерство обязано добиваться контроля этих составляющих цены», – подчеркнул депутат.
В связи с этим Андреев напомнил запуске лоукостера «Победа», который успешно освоил европейскую часть России и даже полетел за рубеж. «Но что мешает запустить его и в Сибири, и в Дальнем Востоке?» – поставил вопрос парламентарий.
На данную критику Соколов парировал, что за ценообразованием авиакомпаний-дискаунтеров следит ФАС, а не Минтранс. Впрочем, эта реплика не убедила парламентариев.
В свою очередь депутат от «Справедливой России» Михаил Брячак напомнил, что одно из самых популярных авианаправлений в РФ – Крым, однако билеты тоже дорогие. По его оценке, для решения проблем в Крыму следует организовать собственную авиакомпанию. «Собственная компания могла бы учесть и эти сборы от заполняемости и побочные доходы, которые осуществляются в несезон», – аргументировал Брячак.
Возмутились парламентарии и деятельностью Минтранса в формировании железнодорожных тарифов. Так, депутат от КПРФ Николай Коломейцев раскритиковал повышение тарифов на железнодорожные перевозки, в частности на поезда пригородного сообщения. Он напомнил, что на электрички было выделено 10 млрд рублей, однако в этом году отметился существенный скачок тарифов на билеты. «Анализ показывает, что в себестоимость этого тарифа до 80% входит аренда железной дороги. Может быть, все-таки вернуть его под государственное лоно? Это позволит и социальную напряженность снять, и другие вопросы решить», – предложил Коломейцев.
Также обсудили и проблемы автодорог. Некоторые выступающие предложили Соколову, чтобы средства от платы за парковки и штрафов уходили в дорожный фонд, однако тот предложение пока не принял. «Все-таки это (сборы за парковки) – полномочия субъектов, их источник дохода и достаточно косвенно связано с дорожной сетью», – сказал министр.
Стоит отметить, что на подавляющее большинство замечаний Соколов отвечал, что Минтрансу не хватает денег, а в условиях кризиса люди и так меньше пользуются перевозками. «Если экономика сжимается, а 2015 год был кризисным, то потребности в перевозе грузов и людей возникает меньше», – парировал критику глава Минтранса.
Москва, Софья Метелкина
© 2016, РИА «Новый День»