Зарплату платить не можем… и не хотим Росстат насчитал в марте 4,5 млрд рублей долгов – на 35% больше, чем в феврале
Общий долг перед трудящимися по заработной плате в РФ на 1 апреля достиг почти 4,5 млрд рублей, что на 35,4% больше, чем месяцем ранее. Об этом говорится в сообщении Росстата.
При этом 3,7 миллиарда рублей или 98% всех зарплатных долгов связано с отсутствием у организаций собственных средств. При этом Росстат снимает с властей ответственность за ситуацию, отмечая, что государство средства на зарплаты переводит исправно: лишь 58 млн рублей из общей суммы задержали бюджеты всех уровней, что в 2,4 раза меньше, чем в феврале. Задолженность из федерального бюджета снизилась в 8 раз до жалких 9 млн рублей.
Больше всего не могут или не хотят платить в тех отраслях, которые хуже всех чувствуют себя в период кризиса. И совершенно не удивляет, что 35% долга по зарплате приходится на обрабатывающие производства, 23% – на строительство, 25% – на транспорт.
В привилегированном положении благодаря девальвации рубля находятся добывающие отрасли, но и они оказываются в долгу, хотя их доля составляет лишь 5% от общей суммы. Российская наука, которой осталось так мало, и должна своим работникам не так уж много – всего 3% от общего долга.
По данным Росстата, на 1 апреля не получили свою заработную плату около 78 тысяч человек (менее 1% всех работников). Здесь расклад примерно такой же: 39% – работники обрабатывающих производств; 21% – строительства; 13% – транспорта; 7% – сельского хозяйства и охоты; 4% – добычи полезных ископаемых.
«Крайний» месяц
Стоит отметить, что это задолженность вообще, за всё время. А есть ещё данные по долгам, которые образовалась именно из-за невыплат за последний месяц, доля ее в общей сумме – около 40%.
Здесь лидирует с большим отрывом транспорт: 83% от общего долга отрасли – это то, что не получили транспортники за март. В этом списке есть и бюджетные сферы, которые лидируют в последний месяц по наращиванию зарплатных долгов: это организации научных исследований и разработок, образования, здравоохранения и социальных услуг.
В этой ситуации можно сделать вывод, что рост цен на нефть, отмечавшийся с начала года, пока не нашел свое отражение в бюджетных расходах. Понятно, что здесь существует известный лаг, когда следствие на несколько месяцев отстает от причины. Но может статься и так, что цены на нефть снова пойдут вниз (уже вроде бы пошли), а доходы от их недолгого роста так и не дойдут до бюджетополучателей.
Москва, Александр Шуша
© 2016, РИА «Новый День»