В Москве пустеют торговые центры
В Москве впервые с 2002 года не появилось ни одного нового торгового центра, а в существующих – свободны 8% площадей, что составляет почти 500 тысяч кв метров. По оценке брокера по торговой недвижимости Colliers International, это количество к концу года увеличится ещё значительнее, пишет газета «Известия».
Как отмечают эксперты, обычно к апрелю в Москве сдавалось в эксплуатацию до 20% от годового объема площадей. Например, в первом квартале 2015 года появилась половина годового прироста площадей (около 250 тысяч кв м). В 2016 году, как предполагалось ранее, в Москве будет введено порядка 460 тысяч кв м торговых центров, однако пока этого не случилось.
Впрочем, как считает аналитик отдела исследований Cushman & Wakefield Евгения Сафонова, это вовсе не уникальная ситуация. На март было запланировано открытие лишь одного ТЦ «Ривьера», однако его запустили 15 апреля, перенос открытия – нормальное явление для рынка, – отметила эксперт.
По ее словам, традиционно по вводам площадей лидирует IV квартал, что объясняется срывами дедлайнов в течение года, а также стремлением девелоперов открыть торговые центры до новогодних праздников, когда наблюдается наибольшая посещаемость.
Между тем, к концу года, по прогнозам экспертов, объем пустующих площадей в ТЦ увеличится до 10%.
Издание напоминает, что активный рост пустующих площадей в московских центрах начался еще в первую волну кризиса – в 2014 году. Тогда уровень вакантных мест подпрыгнул в два раза и составил 6%, последний раз брокеры торговой недвижимости видели подобное во время кризиса 2009 года. В течение 2015 года ситуация развивалась в том же направлении: ритейлеры сокращали планы по развитию, новые бренды выходили без массовых открытий, а девелоперы вводили новые крупноформатные объекты, в итоге 8% площадей так же, как и сегодня, ждали своего арендатора.
У компаний Cushman & Wakefield и Knight Frank несколько иная оценка ситуации. По их данным, вакантно большее количество квадратных метров – около 12%. В лучших торговых центрах стабильно пустует лишь 2-3%, тогда как в ТЦ, открытых в 2014-2015 годах, процент взлетает до 25-30, уточнили в Cushman.
По оценкам экспертов, значительным фактором риска для рынка торговых помещений остается сужающийся потребительский рынок.
Москва, Анастасия Смирнова
© 2016, РИА «Новый День»