РАЭК: Госдума готовит деградацию Интернета Законопроект о 3-летнем хранении информации вызовет массовый исход интернет-компаний с рынка
Государство, мотивируя свои действия борьбой с терроризмом, продолжает со всех сторон обкладывать интернет-отрасль. Так, законопроект, внесенный 7 апреля членом СФ Виктором Озеровым и депутатом ГД Ириной Яровой, обязывает интернет-компании и операторов связи хранить в течение трех лет не только информацию о передаче и приеме сообщений, но также их содержание.
Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК) считает, что принятие такого закона резко увеличит расходы интернет-компаний, в результате чего многие из них вынуждены будут уйти с рынка. В итоге произойдет деградация всей интернет-отрасли РФ. Об этом говорится в сообщении РАЭК.
Согласно законопроекту, операторы связи и организаторы распространения информации будут обязаны хранить всю проходящую по их каналам информацию в течение 3 лет, для предоставления ее при необходимости следственным органам. Сейчас закон предусматривает хранение данных только в течение 6 месяцев, причем это не распространяется на содержание сообщений.
При этом, как отмечают в РАЭК, предложенный законопроектом порядок предоставления информации уполномоченным госорганам – без решения суда – является нарушением права на неприкосновенность частной жизни.
Более того, по оценкам специалистов Ассоциации, в таких огромных массивах данных найти нужную информацию в сроки, необходимые на розыск преступников, будет фактически невозможно.
Как пострадают операторы и отрасль в целом
Принятие такого законопроекта ставит под угрозу тайну связи и несет огромные риски утечек конфиденциальной информации, считают эксперты РАЭК. В свете последних прецедентов с утечкой в сеть персональных данных граждан Турции и Филиппин, данная инициатива может нанести репутационный и материальный ущерб как российским компаниям, так и рядовым гражданам РФ.
В настоящий момент операторы связи сохраняют на серверах только активность пользователя. Законопроектом же предусматривается хранение контента, что означает полное дублирование существующих в интернет-компаниях мощностей (одна для сервиса, другая для резервного копирования). А это влечет за собой удвоение стоимости необходимого оборудования, без учета расходов на строительство новых объектов инфраструктуры. Таким образом, российские интернет-компании дополнительно понесут расходы в несколько десятков миллиардов рублей. Для малых компаний и стартапов такие расходы могут оказаться совершенно неподъемными.
Официальная позиция РАЭК и мнение министра связи
Позиция РАЭК по законопроекту такова: он противоречит Конституции РФ, где сказано, что требования к бизнесу должны отвечать справедливости, быть адекватными, соразмерными и необходимыми для защиты законных интересов других лиц. Требования законопроекта о столь длительном хранении огромного массива информации для распространителей информации в Интернете (ими по факту могут быть признаны любые интернет-ресурсы), означают огромные затраты, которые станут непосильными как для небольших интернет-проектов, так и для крупных ресурсов, поскольку через них проходит большое количество информации.
Принятие законопроекта в текущем его виде может повлечь уход с российского рынка большого количество игроков и общую деградацию интернет-отрасли, утверждают в РАЭК.
В свою очередь министр связи Николай Никифоров также считает, что законопроект Яровой и Озерова «приведет к драматическому росту цен на услуги связи», поскольку операторы вынуждены будут переложить часть своих огромных затрат на потребителя. По мнению министра, проект внесен несколько поспешно и не подкреплен необходимым техническим и экономическим расчетом. «Пока наша позиция – что это чрезвычайная мера», сказал Никифоров.
Опыт Европы
В Евросоюзе в 2006 году была одобрена Директива о хранении информации, одной из целей которой также было обеспечение доступности данных для проведения расследований и наказания за серьезные преступления, особенно за кибертерроризм. Но в Европе хранить обязательно только данные, которые идентифицируют отправителя и получателя информации, а также время и дату коммуникации. При этом хранение содержания запрещается другими директивами Евросоюза.
Важно отметить, что даже в таком виде положения Директивы постоянно оспариваются. В Австрии, Бельгии, Германии, Греции, Швеции, Румынии ее нормы признаны неконституционными. Генеральный адвокат Суда Европейского союза в декабре 2013 заявил, что Директива не совместима с Хартией о фундаментальных правах и не защищает право на неприкосновенность частной жизни.
Москва, Александр Шуша
© 2016, РИА «Новый День»