Обновление ОСАГО вызвало шквал критики Дорого, коррупционно, большие очереди и весомые доплаты за ремонт автомобиля
Нововведения в системе страхования автомобилей ОСАГО, которые планирует внедрить с 1 июня, приведет к дополнительным проблемам для автовладельцев. Помимо дополнительных затрат, когда коэффициент за нарушения ПДД станет выше, – автосервисов для ремонта застрахованных автомобилей останется ограниченное количество, в связи с чем возможны длинные очереди и широкое поле для коррупции. Об этом, как передает корреспондент РИА «Новый День», шла речь сегодня на пресс-конференции в Москве.
Председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин считает, что автовладельцев лишают законного выбора. «Страховые компании обеспечивают ремонт – лопай, что дают», – сказал он.
На данный момент автовладелец в случае ДТП еще имеет право выбрать денежную компенсацию или ремонт за счет страховой компании. Новые поправки фактически лишают водителей права на выбор, вынуждая обращаться в ограниченное число автосервисов. «Ремонт, который проводят страховые компании, будут проводить только в определенных организациях автосервиса, и они могут не устроить водителя, который привык работать с одним автосервисом», – пояснил Похмелкин.
При этом он не исключил очередного роста тарифов ОСАГО в связи с нововведениями. «Страховые компании, опираясь на определенные государственные институты, делают все, чтобы цену поднимать – регулярно, шаг за шагом, используя абсолютно любую ситуацию», – констатировал Похмелкин, добавив, что на самом деле есть возможность снизить тариф, несмотря на заявления компаний об убыточности.
«И так доверия особого к институтам страхования (и к ОСАГО, в частности), а так его еще меньше остается... Увы, при таком раздражении страховщики получат обратную реакцию – в виде увеличения числа лиц, уклоняющихся от ОСАГО, в виде подделки полисов»,– подчеркнул глава Движения автомобилистов.
Кроме того, согласно новым правилам, стоимость полиса будет увеличиваться с учетом количества аварий и любых правонарушений, включая выезд за стоп-линию. «Я считаю, это абсолютно неправильно – фактически получается двойное наказание за одно нарушение – и штраф, и увеличение стоимости полиса ОСАГО», – прокомментировал Похмелкин.
Подобного же мнения придерживается и автоэксперт Андрей Ломанов. «Есть некая градация: до пяти нарушений, потом 5-10 и далее... Все прекрасно понимают, что наш не очень дисциплинированный водитель часто нарушает. И может случиться так, что совершенно незлостных нарушений выйдет 30-35 в год. Он получит себе самый большой коэффициент, хотя это не вполне верно», – отметил он.
В свою очередь депутат Госдумы РФ от КПРФ Валерий Рашкин выделил и другие «подводные камни» новых поправок. Он назвал «абсолютно лоббистским» предложение ограничить число автосервисов, которые будут заниматься ремонтом автомобилей.
«Этот закон приведет к тому, что нас отправят в лихие 90-е, когда не было денежной массы и работникам на предприятиях выдавали зарплату утюгами, макаронами, картошкой», – сказал он.
Кроме того, по оценке парламентария, будет запущен «большой коррупционный процесс». Рашкин пояснил, что из-за ограниченного числа сервисов будут большие очереди, не будет гарантий качественно сделанной работы. При этом если мастера плохо сделают работу, непонятно, с кем судиться – с автосервисом или страховщиками.
Но главная проблема в том, что затянувшийся процесс вынужденного ремонта – от нескольких дней до месяца-полутора – приведет к увеличению взяток, считает Рашкин. «Ремонтные базы будут продлять сроки ремонта – любой автовладелец не заинтересован в том, чтобы сроки были удлинены... И если пораньше надо отремонтировать, заходи слева-справа, суй по карманам – кому, неизвестно», – отметил депутат.
«Это сознательно делают страховщики совместно с Центробанком. Считаю, этого делать нельзя ни в коем случае. Однозначно эти поправки к закону будут ухудшать качество обслуживания, увеличат сроки, запустят механизм откатов и взяток и механизм лоббирования интересов ремонтных баз», – заявил Рашкин.
При этом он отметил, что в последнее время все чаще именно страховщики оказываются неправы и проигрывают автовладельцам судебные процессы – это лишь подтверждает, что поправки действуют исключительно в интересах их «акульих аппетитов».
Участники конференции обратили внимание и на то обстоятельство, что автосервисы могут быть неспециализированными, тогда как многие автомобили требуют спецобслуживания у официальных автодилеров. По мнению заместителя гендиректора «ГлавСтрахКонтроль» Инны Жаврид, по законопроекту нет гарантий, что тебя не отправят куда-то «за угол» вместо хороших специалистов. Она также добавила, что новая схема подразумевает дополнительные затраты автовладельцев – это доплата из-за нехватки средств, выделенных страховщиками на ремонт, либо за износ транспортного средства.
«Мы полагаем, что в любом случае для потерпевшего должна оставаться альтернатива – что ОСАГО не для обогащения, а исключительно в целях защиты прав потерпевших. Но вместе с тем страховое лобби очень большое», – констатировала Жаврид.
Москва, Софья Метелкина
© 2016, РИА «Новый День»