AMP18+

Москва

/

Экспертный доклад: «Ряд компаний – прокладок «Транснефти» участвуют в формировании «теневого» рынка российской нефти

Вокруг госкомпании «Транснефть» разгорается громкий скандал с обвинениями в коррупции и в организации мошеннических схем. В распоряжение СМИ попала часть экспертного доклада в адрес президента РФ Владимира Путина, в котором говорится, что руководство трубопроводной госкомпании использует свое монопольное положение в так называемых «серых» схемах с целью личного обогащения, пишет издание UralDaily.ru.

По данным издания, доклад состоит из 15 дел, каждое из которых содержит подробное описание схем, позволяющих выводить активы и осуществлять мошеннические действия и хищение средств. UralDaily.ru приводит подробности одной из таких возможных манипуляций при перевалке нефти через порты «Транснефти» по завышенным тарифам.

По данным экспертов, речь идет о возможном негласном соглашении президента «Транснефти» Николая Токарева, предпринимателя Зиявудина Магомедова и вице-президента «Транснефти» Алексея Сапсая. Суть схемы, которая могла быть реализована, состоит в завышении тарифов по наливу и перекачке нефтепродуктов магистральными нефтепроводами «Транснефти» при участии подконтрольных им фирм-прокладок.

Эксперты, мнение которых цитирует издание, называет конкретные фамилии и названия компаний, которые могли быть задействованы в реализации схемы: среди них ООО «Транснефть-Терминал» (А.В. Зеленко), АО «Транснефть-Терминал» (М.М. Мельник), ООО «Транснефть-Сервис» и АО «Транснефть-Сервис» (С.Г. Киреев). Как отмечает UralDaily.ru, эти компании являются единственными посредниками для перевалки нефтепродуктов через порты «Транснефти», и именно с этими компаниями заключают договора АО «Черноморсктранснефть» и АО «Морской портовый сервис».

Согласно выводам экспертов, ключевую роль в реализации схемы мог играть вице-президент «Транснефти» Алексей Сапсай, ранее возглавлявший в «Транснефти» ЦУП «ВСТО», и занимавшийся строительством трубопровода Восточная Сибирь – Тихий океан. Напомним, этот проект вызвал множество скандалов после проверки Счетной палаты, которая выявила серьезные нарушения на миллиарды рублей, когда ходе реализации проекта без проведения конкурсов заключено 83 договора на общую сумму 78,5 млрд рублей. В 2009 году после назначения на пост главы ЦУП «ВСТО» Сапсая стоимость нефтепровода ВСТО неожиданно была увеличена на 69 млрд рублей, что вызвало большие сомнения экспертов в обоснованности таких трат на фоне падения цен в кризисный период. Аналитики тогда обращали внимание на непрозрачность денежных потоков «Транснефти». Но, следственные органы тогда почему-то не стали предъявлять претензий Сапсаю.

Так или иначе, в нынешней схеме, которая раскрывается в экспертном докладе, речь может идти о сознательном завышении тарифов, а маржа от такой «накрутки» может оседать на счетах подконтрольных оффшорных компаний, полагают эксперты. Согласно аналитическим расчетам, объем такого «бизнеса» может оцениваться в десятки миллиардов рублей. Только по одному из эпизодов, указанных в докладе, из страны было выведено 500 млн рублей.

Примечательно, что Федеральная антимонопольная служба, отвечающая за регулирование антимонопольного законодательства, фактически самоустранилась от обсуждения данной темы – запросы в пресс-службу ФАС и в приемную главы ведомства Игоря Артемьева с просьбой прокомментировать данную ситуацию остались без ответа. По мнению экспертов, «позиция ФАС выглядит более чем странно. Антимонопольная служба не может быть не в курсе данной ситуации, когда большинство российских нефтяных компаний переплачивают за услуги «Транснефти» по тарифам, значительно превышающим ставки, установленные ФАС». С целью прояснения и активизации позиции ФАС, эксперты в настоящее время проводят опрос среди российских нефтяных компаний: Лукойла, Роснефти, Татнефти, Газпромнефти и других, в отношении переплаты компаниям «Транснефти» сверх установленных тарифов ФАС, а результаты опроса будут приобщены к докладу и отправлены в Администрацию Президента РФ.

Не больших результатов добилось и МВД России, отмечает издание. «Изначально, ГУЭБиПК МВД России направило ряд запросов в «Транснефть» с намерением проверить информацию о схемах, в которые была втянута госкомпания. Однако, по словам сотрудника ГУЭБиПК МВД России, пожелавшего остаться анонимным, поступило неформальное распоряжение прекратить проверку», – отмечается в докладе.

Издание считает, что нежелание довести расследование до суда могло быть мотивировано тем, что в числе личных покровителей главы «Транснефти» Николая Токарева числится бывший министр внутренних дел РФ, а ныне вице-президент госкомпании Владимир Рушайло, сохранивший, судя по всему, хорошие связи в правоохранительной системе. По оценке издания, объективному рассмотрению материалов могут также препятствовать мощные ресурсы охранных агентств, подконтрольных Зиявудину Магомедову, состоящих из бывших сотрудников ЦРУБОП МВД России.

В экспертном докладе, который цитирует UralDaily.ru, также отмечается, что, скорее всего, замалчивание темы и резкое противодействие расследованию вызвано тем, что ООО «Транснефть-Терминал» (А.В. Зеленко), АО «Транснефть-Терминал» (М.М. Мельник), ООО «Транснефть-Сервис» и АО «Транснефть-Сервис» (С.Г. Киреев) могут быть замешаны не только в схеме по завышению тарифов, но и являться частью масштабной системы «теневого рынка» нефти, при котором зарабатывают не только на схемах переплат по завышенным тарифам, но и умышленно завышаются объемы транспортируемого «черного золота» вопреки квотам Минэнерго.

Эксперты обращают внимание, что Минэнерго распределяет среди компаний объемы по направлениям, пропорционально поданным заявкам, причем графики прокачки на ближнее и дальнее зарубежье формируются отдельно. В итоге компании порой получают направления экспорта, которыми не могут воспользоваться. Соответственно, считают эксперты, существует и обратный процесс – когда Минэнерго компаниям дает меньше квот на вывоз нефти за рубеж, чем им нужно. И в том, и в другом случаях без «Транснефти» и Минэнерго не обойтись. «Также известно, что нефтедобывающие комплексы зачастую добывают и перерабатывают гораздо больше нефти и нефтепродуктов, чем по официальной отчетности. Затем эта неучтенная нефть закачивается в трубы «Транснефти» и поставляется за рубеж. В этом случае, нефть перегоняется нелегально, и, разумеется, никто никаких налогов с этого не платит», – цитирует выводы экспертов UralDaily.ru. Издание напоминает, что распределение квот на поставки нефти стало поводом для скандала, из-за которого в еще 2013 году в отставку ушел заместитель министра энергетики Павел Федоров. «И вот теперь, появилась новая цепочка, которая привела уже к компаниям руководства «Транснефти», деятельность которых описана в докладе», – пишет издание.

Как отмечают эксперты, сегодня руководство «Транснефти» действует по принципу «Manus manum lavat» (лат. – Рука руку моет). Отсутствие желания у ФАС заняться проверкой тарифов, спуск на тормозах дела в ГУЭБиПК МВД могут свидетельствовать о том, что спрут вокруг госкомпании распространил свое влияние на контролеров, регуляторов и правоохранителей.

Эксперты отмечают, что «непрозрачность и отсутствие реальной ответственности менеджмента за результаты деятельности уже давно стало больше, чем проблемой. Это вопрос политической воли со стороны руководства страны наладить нормальную систему управления и контроля за деятельностью трубопроводной монополии».

Москва, Екатерина Попова

© 2016, РИА «Новый День»

В рубриках

Москва, Центр России, Россия, Экономика,