Лики кризиса: жители РФ стали больше готовить дома и экономить на домашних питомцах Почти 80% домохозяйств заметно изменили свои потребительские стратегии
Экономический кризис отразился не только на жителях России, но и их домашних животных. Если раньше человек мог пойти в ресторан, а потом купить своей собаке кусок хорошего мяса, то теперь люди себе стараются готовить дома, а своим питомцам покупать специальный дешевый корм.
Как сообщил руководитель российского отделения исследовательской группы GfK Александр Демидов, потребители в условиях кризиса стали покупать больше кормов для домашних животных, а также недорогой бакалеи и дешевых овощей, передает RNS.
«Выросли покупки корма для животных, – сказал Демидов. – Но это означает только то, что кормить животных специальными кормами дешевле, люди перестают готовить для домашних животных самостоятельно в целях экономии».
Он также отметил, что в период кризиса выросли продажи бакалеи и дешевых овощей типа картошки, капусты и свеклы. Увеличение продаж этих продуктов говорит о том, что потребители перестают ходить в кафе и рестораны, а все больше готовят еду дома.
При этом, по информации GfK, потребление мяса в России пока остается на уровне 2014 года, тогда как потребление рыбы сократилось.
По данным исследования, расходы населения РФ на продукты питания в апреле 2016 года составили 44% всех трат, тогда как в 2001 году этот показатель составлял 56%.
Кризисный потребитель
Специализирующаяся на исследовании потребительских настроений компания GfK также провела опрос среди крупнейших представителей рынка о том, как изменился российский покупатель в кризисные 2014-2016 годы. Выяснилось, что падение продаж на рынке бытовой техники и электроники составило свыше 20%. Пострадал и обычно самый устойчивый сегмент рынка – товары повседневного спроса.
По мнению Александра Демидова, каждый новый кризис российские потребители встречали в лучшей «экономической форме» и с лучшим настроением, однако текущий период заставил жителей России думать о как минимум 3-4 годах трудных времен. В 1 квартале 2016 года более чем 34% граждан говорили, что испытывают проблемы с зарплатой. При этом расчёты GfK показали, что в среднем доходы потребителей сократились примерно на 9%.
В ответ на нынешнюю ситуацию уже более 80% российских домохозяйств заметно изменили свои потребительские стратегии, отказываясь или откладывая дорогостоящие покупки промышленных товаров, переключаясь на покупку более дешевых товаров повседневного спроса и лекарств, делая домашние заготовки, выбирая более выгодные места для покупок.
В структуре потребительской корзины произошли значительные изменения, например, заметно выросли продажи бакалеи, недорогих видов мяса, товаров для кулинарии. Показательно выросли продажи борщевого набора (картофеля, свеклы, моркови). Упали продажи готовой консервации, замороженных овощей и фруктов. Все это признаки того, что жители России все больше готовят дома.
Как себя чувствуют производители и продавцы
Вместе с тем исследователи отмечают, что стремление производителей и ритейлеров удержать покупателей привело к росту количества промо-акций. Это, с одной стороны, хорошо для потребителя, который постоянно находится в поисках «лучшей сделки», с другой стороны – формирует неправильную мотивацию покупать только по промо-акциям, что приводит к снижению прибыльности и размыванию лояльности к брендам.
Самыми быстрорастущими каналами продаж в нынешней экономической ситуации становятся дискаунтеры, гипермаркеты, магазины-специалисты, а также интернет-сегмент. Доля интернет-продаж в РФ пока ещё крайне низка, однако потенциал для развития этого сегмента огромен, считают в GfK.
Москва, Александр Шуша
© 2016, РИА «Новый День»