AMP18+

Москва

/

Штрафы и санкции. Чиновники придумали, как не допускать экологических катастроф

Виновники экологических катастроф в России будут отвечать сполна. Из-за участившихся аварий на нефтепроводах, приводящих к утечкам и разливам нефти в разных регионах страны, чиновники решили повлиять на ситуацию и минимизировать число подобных ЧП. Недавно на Федеральном экологическом совете в Ханты-Мансийске обсуждалось повышение штрафных санкций и возможная приостановка работы предприятий за утечку «черного золота», пишет «Московский комсомолец».

Законопроект внесен в правительство в начале года. Документ предполагает увеличение размера штрафов для компаний до полумиллиона рублей. Причем наказание грозит не только за сами разливы, но и за утаивание любой информации о них, а также за нарушение требований по ликвидации и профилактике разливов. Самая суровая кара за несоблюдение правил – приостановка деятельности на срок до 90 суток.

Как отмечает издание, идея ужесточения ответственности для виновников экологических происшествий родилась не на пустом месте. В России общая длина нефтяных трубопроводов составляет 70 тысяч км, и из них часто случаются прорывы, ведущие к утечке нефти. К примеру, весной из-за прорыва на нефтепроводе в Удмуртии берега реки Ухта оказались сильно загрязнены. Гигантское нефтяное пятно тогда критически повредило природную экосистему. В 2015 году в Ханты-Мансийском автономном округе вообще произошло сразу несколько крупных разливов нефти. По оценкам министерства природных ресурсов РФ, ежегодно в российские реки, почвы, грунтовые воды, Северный Ледовитый океан попадает до полутора миллионов тонн нефти.

«Это проблема очень важная и актуальная. Появилась она еще при Советском Союзе, когда стали активно прокладываться нефтепроводы от новых месторождений к потребителям, – говорит эксперт по экологическим правам Совета при президенте России по развитию гражданского общества и правам человека Елена Есина. – Но более острой эта проблема стала в 2000-е годы благодаря многочисленным прорывам нефте- и газопроводов в местах с уязвимой природной средой – особенно в тундре, которая очень долго восстанавливается. Период восстановления экосистемы там длится не один десяток лет… Необходимо усилить не только штрафные санкции против компаний, допускающих нефтеразливы, но и надзор за ними самими».

Стоит отметить, что не одни нефтепроводы страдают от аварий. На газопроводах, общая протяженность которых в России составляет 14 тысяч км, тоже случаются ЧП. Но столь серьезных проблем для экологии они не несут, так как природный газ обычно быстро и полностью выгорает. Так, в 2009 году в Москве из-за крупной аварии пламя от сгорающего газа поднялось на двухсотметровую высоту, от чего пострадали пять человек, и сгорели десятки машин. Еще один взрыв газа произошел в столице тремя годами позже: на трубопроводе случился разрыв при его опрессовке. Как отмечают специалисты, такие явления, как несанкционированные врезки или нарушения правил безопасности нередко становятся причинами аварий на трубопроводах. И, несмотря на регулярные проверки со стороны надзорных органов, аварии все равно случаются.

Другой пример ЧП, ущерб от которого также несопоставим с вредом от разлива нефти – это утечка на аммиакопроводе. В 2015 года на единственном в стране трубопроводе Тольятти – Одесса произошла небольшая, первая за 30, авария. Однако, в отличие от нефтеразливов, никакого серьезного урона окружающей среде это не нанесло, что зафиксировали впоследствии многочисленные экспертизы. Часть из 559 кг аммиака быстро испарилась из-за его летучести. Население также не пострадало, а на следующий день трубопровод уже работал в штатном режиме.

Вообще, как пишет «МК», из всех трубопроводов России этот аммиакопровод можно назвать самым безопасным и малоаварийным. Оператор транспортной системы, компания «Трансаммиак», для достижения таких результатов прилагает массу усилий: давление в трубе, проложенной под землей на глубине 1,4 метра, круглосуточно контролирует современная техника, трасса усилена стальными кожухами, а через каждые 5 км стоят шаровые краны, с помощью которых можно отсечь любой участок. За обстановкой на трубопроводе наблюдают обходчики и вертолетный патруль.

Нефтепроводы в отношении безопасности для экологии и надежности явно проигрывают таким технически организованным системам.

«Прорывы трубопроводов и возникающее вследствие этого загрязнение окружающей среды нефтепродуктами представляют собой серьезную экологическую проблему, оказывающую негативное влияние практически на все компоненты пораженных биоценозов. От нефти страдают и растения, и животные, и грибы. Конечно, утечки и иных веществ из техногенных систем, как правило, не идут природе на пользу, но тот же аммиак, летучий и быстро нейтрализующийся в воде газ, можно считать чуть ли не безобидным удобрением по сравнению с нефтяным загрязнением, избавиться от последствий которого дорого и трудно, а полностью и практически невозможно, – уверен доцент кафедры ветсанэкспертизы и биологической безопасности МГУПП, доктор биологических наук Иван Савинов.

Сейчас нефтяные компании пытаются избежать полной финансовой ответственности за ЧП и нередко скрывают факты разливов или их реальный объем. В этом свете планируемое ужесточение мер ответственности к виновникам разливов нефти выглядит крайне своевременным и продуктивным.

Москва, Анастасия Смирнова

© 2016, РИА «Новый День»

В рубриках / Метки

Москва, Центр России, Политика, Россия, Экономика, правительство РФ,