Путин вернул в мировую политику тренд «сильного лидера» США не застрахованы от прихода к власти авторитарного президента в лице Трампа
В мировой политике всё популярнее становится образ «сильного национального лидера» по примеру президента РФ Владимира Путина. Об этом пишет обозреватель The Financial Times Гидеон Рахман. По его оценке, «феномен Трампа» напрямую связан с такой тенденцией, и демократические государства, в том числе США, не застрахованы от прихода авторитарного руководителя.
Рахман отметил, что тренд сильного лидерства заложили Владимир Путин и председатель КНР Си Цзиньпин, которые заменили нехаризматичных руководителей. «Послушные СМИ поощрялись для создания культа личности, подчеркнув силу и патриотизм нового человека у власти», – пишет обозреватель.
В этой связи он обратил внимание, что далее такая тенденция стала быстро распространяться и на другие государства. Так, в июле 2013 года произошел переворот в Египте и к власти пришел новый лидер – Абдель Фаттах аль-Сиси. На следующий год президентом Турции становится Реджеп Тайип Эрдоган, который, чтобы усилить свои позиции, «маргинализовал других политиков и расправился с медиа-ресурсами». Феномен Эрдогана говорит о том, что и демократические государства не имеют иммунитета против сильной личности, считает обозреватель.
В числе других примеров Рахман называет приход в 2014 году на пост премьер-министра Индии Нарендры Моди, обещавшего изменить ситуацию с «дрейфующим» лидерством Манмонаха Сингха. Вместе с тем в Венгрии премьер-министр Виктор Орбан также продемонстрировал сильные авторитарные тенденции. «Эта глобальная тенденция набирает обороты», – пишет Рахман и отмечает, что буквально на прошлой неделе Филиппины избрали президентом «популистского дикаря» Родриго Дутерте, который сменил «осторожного технократа» Бенигмо Акино.
Теперь, как считает Рахман, на очереди господин Трамп. «Американцы вздрогнули бы при мысли, что у американской политики есть нечто общее с Филиппинами или Россией. Но фактически Трамп, который выглядит убедительным кандидатом в президенты от республиканцев, демонстрирует многие характеристики сильных людей, включая Путина, Си, Эрдогана, аль-Сиси, Моди, Орбана и Дутерте», – отмечается в статье.
По оценке Рахмана, все эти руководители обещали своему народу национальное возрождение, используя силу и игнорируя либеральные ценности. «Во многих случаях обещание решительного лидерства – иногда явно, иногда скрыто – закрепляется применением нелегального насилия против врагов государства», – утверждает обозреватель, напомнив о заявлении Трампа подвергнуть пыткам террористов.
Обозреватель обращает внимание, что авторитарное лидерство идет рука об руку с чувствительностью к критике, что, по мнению журналиста, проявляется в применении суровых мер в отношении свободы слова – особенно ярко это проявилось в Турции. Трамп, по оценке Рахмана, также не упускает возможности оскорбить СМИ и облегчить для политиков процедуру исков к прессе.
По мнению Рахмана, авторитарные лидеры играют на общественных страхах и фрустрации. Путин и Эрдоган говорят об окружении их государств кольцом врагов, аль-Сиси – о борьбе с террористами, Си и Моди – о коррупции и неравенстве. «Кампания Трампа включила элементы этих трех тем», – отметил Рахман.
«В то время, когда президент США Барак Обама и верховный канцлер Германии Ангела Меркель являются осторожными, совещающимися интернационалистами, национализм г-на Путина нашел отклик в Китае, арабском мире и даже на Западе», – говорится в статье.
Кажется, что Путин и Трамп сформировали нечто вроде «общества взаимного восхищения», продолжает обозреватель. Авторитарные лидеры часто неплохо ладят, особенно на первых порах – однако, поскольку они полагаются на «общий стиль и развязность» вместо основополагающих принципов, отношения легко рушатся. Об этом свидетельствует разрушение прежней дружбы и нынешняя вражда Эрдогана с Путиным и сирийским президентом Башаром Асадом.
«Тревожная истина в том, что деятельность сильных людей редко остается в пределах национальных границ. Слишком часто неявная тенденция к насилию во внутренней политике перетекает на международную арену», – заключается в статье.
Москва, Анна Федорова
© 2016, РИА «Новый День»