Реформа ЖКХ: тарифы должны стать намного прозрачнее Губернаторы не смогут остановить преобразования
Министерство строительства и ЖКХ рассчитывает на приток инвесторов в сферу ЖКХ в рамках реформирования коммунальной системы. По оценке представителей ведомства, преобразования предполагают постепенное освобождение от посредников в лице управляющих компаний и прозрачная система тарифообразования.
В рамках реформирования системы ЖКХ правительственная комиссия под руководством вице-премьера Сергея Приходько одобрила законопроект о либерализации, согласно которому решение о проведении преобразований ложится на плечи региональных и муниципальных властей. В связи с этим у некоторых экспертов возникло опасение, что реформа будет отдана на откуп губернаторам и в силу разных обстоятельств может быть блокирована на региональном уровне.
Однако, как заявила в интервью РИА «Новый День» первый заместитель председателя Комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Елена Николаева, проведение реформ и привлечение в первую очередь в интересах губернаторов. «Блокировать приход инвестиций ни один здравый глава муниципалитета или субъекта не будет», – отметила она.
«Поскольку губернатор отвечает в целом за состояние дел в своем регионе, а главы муниципалитетов отвечают за эти вопросы на уровне муниципалитетов, то такие существенные изменения, связанные с тарифообразованием или приход крупного инвестора, который в дальнейшем может повлечь изменение тарифов, не могут решаться без участия руководства муниципального образования», – подчеркнула парламентарий.
По ее словам, на сегодняшний день такая процедура предусмотрена, в том числе при принятии программ комплексного развития коммунальной инфраструктуры, в том числе при системе тарифообразования. «Уже сейчас все это есть – уточняется только, как будет проходить механизм входа инвесторов. Любой инвестор, входящий на территорию, обязан не просто проинформировать, но, возможно, даже подписать соглашение о сотрудничестве с регионом и муниципалитетом, чтобы стало понятно, каковы последствия будут для региона. Есть механизм государственно-частного партнерства. Я считаю, это абсолютно понятный и прозрачный механизм», – отметила Николаева.
Вместе с тем в ходе пресс-конференции министр строительства и ЖКХ Михаил Мень тоже обратил внимание на роль региональных властей в процессе реформирования системы.
По его оценке, для этого утверждаются дорожные карты ЖКХ. «Это ключевой момент, чтобы не было разнобоев, чтобы в субъектах федерации было четкое понимание, как реализовывать эти дорожные карты», – отметил он.
При этом Мень также обратил внимание на проблему привлечения инвесторов. По его словам, пока инвестиционная привлекательность есть лишь у крупных городов. «Что касается малых городов, в них сложнее. Я думаю, что здесь поддержка государства в любом случае нужна... Дальше будем стараться консультировать субъекты РФ, чтобы объединялись вершки и корешки, чтобы были эффективные окупаемые активы и в нагрузку инвесторы предлагали взять не очень перспективные активы», – отметил он. По его словам, возможно создание специальной консалтинговой компании, чтобы помогать субъектам готовить соответствующие документы.
Мень также отметил, что в регионах уже утверждено около 95% тепло- и водо-снабжающих схем, зарегистрировано около 79% коммунального имущества. «Это прорывной момент. Без этих схем привлечь частные инвестиции невозможно», – сказал он.
При этом, как сообщил министр, по инициативе Минстроя продолжает действовать механизм сдерживания роста коммунальных платежей. «Мы понимаем, что для инвестиций это осложнения определенного рода, но, с другой стороны, социальные задачи сегодня стоят во главе угла», – сказал глава Минстроя РФ.
Конечная цель таких мер – прозрачная схема тарифообразования в сфере ЖКХ и постепенное устранение из цепочки оплаты посредников в лице управляющих компаний. Как сообщил Мень, планируется постепенный переход на «так называемые прямые договоры между потребителем и РСО (ресурсоснабжающей организацией)».
«Я думаю, что это единственный действенный механизм, чтобы повысить платежную дисциплину, поскольку не секрет, что управляющие компании грешат тем, что аккумулируют на своих счетах средства, которые они собрали с граждан», – отметил глава Минстроя.
По его словам, в рамках проекта усилится ответственность управляющих компаний. «Создан реальный инструмент освобождения домов от недобросовестных компаний в случае двукратного неисполнения жилинспекции, подтвержденного судом», – сказал Мень, добавив, что уголовная ответственность наступает за подделку протоколов общего собрания, а лишение права управлять домом может проходить во внесудебном порядке. При этом запускается система штрафов в пользу потребителей за некачественную коммунальную услугу и за неверную квитанцию.
«Действительно, медленно, но пошел процесс освобождения рынка от недобросовестных участников», – отметил Мень. По данным Минстроя, 10% руководителей не сдали квалификационный экзамен, а 13% управляющих компаний не прошли процедуру лицензирования. «Удалось убрать откровенно криминальные структуры – две управляющие компании на целый город, например. В отсутствие конкуренции соответствующее качество предоставлялось», – пояснил Мень необходимость реформ в сфере ЖКХ.
Вместе с тем, как прозвучало на пресс-конференции, позитивный сдвиг наметился и в сфере теплоснабжения, которая, по оценкам экспертов, участников отрасли и потребителей, переживает явный кризис. По данным министерства, в тех регионах, где заработала новая система концессий, аварийность теплоснабжения снизилась на 47%, водоснабжения – на 21%. «У себя самого воровать – как-то неинтересно. В этом основной принцип – привлечение инвестиций через концессии», – резюмировал Мень.
Москва, Сергей Шаромыгин
© 2016, РИА «Новый День»