AMP18+

Москва

/

Регионы-должники могут затормозить реформу теплоснабжения Без поддержки из федерального бюджета не обойтись, – считает Галина Хованская

В дотационных регионах будет сложно проводить реформы по либерализации системы теплоснабжения – без федеральной помощи нововведения не заработают. Такое мнение в интервью РИА «Новый День» высказала председатель комитета ГД по жилищной политике и ЖКХ Галина Хованская. В то же время она выразила надежду, что в ближайшей перспективе будет введена система «прямых договоров» поставщиков услуг и потребителей, что сделает систему тарифообразования прозрачнее.

По оценке парламентария, проект внедрения в регионах нового принципа ценообразования на тепло по принципу альтернативной котельной не должен привести к взлету тарифов на коммунальные услуги.

В то же время депутат подчеркнула, что поддерживает идею введения прямых договоров, при которых упраздняются многочисленные посредники между потребителем и ресурсоснабжающей организацией (РСО) в оплате услуг ЖКХ.

«Я активный сторонник прямых договоров, более того – пробиваю это уже не первый год. Это было противодействие старого Минрегиона. Сейчас Минстрой, к счастью, на моей стороне, но все равно «волынят» всю эту ситуацию. Обещано, что вот-вот внесут и примут», – сообщила Хованская.

При этом парламентарий обратила внимание, что следует различать понятие «прямой договор» и «прямой расчет», поскольку последнее уже существует в Жилищном кодексе. «Но это не гарантирует, что не будет банкротств управляющих организаций или ТСЖ. Потому что в итоге все небалансы ложатся на головы этих бедных «управляшек», – отметила депутат.

Комментируя планы правительства отдать на откуп местным властям окончательное решение о проведении реформы теплоснабжения, Хованская сказала, что в этом случае во многих регионах нововведения затормозятся.

«Они будут тормозить эту реформу, если речь пойдет о губернаторах дотационных регионов», – прокомментировала проблему парламентарий. Она напомнила, что в последнем отчете Счетной палаты говорится, что 45 субъектов имеют долг размером более 10% от доходов, а 14 – наравне с прибылью 100%-й долг. «Вот что могут гарантировать губернаторы таких регионов – я не знаю. Тут без помощи федерального бюджета эту схему не введешь», – считает Хованская.

В этой ситуации внедрение концессий в рамках частно-государственного партнерства правительство РФ считает выходом из ситуации. Тем не менее, Хованская не поддерживает это нововведение в регионах, где ресурсоснабжающие организации являются самодостаточными и успешно работают.

«Я не сторонник концессий там, где государственное ресурсоснабжающее предприятие самодостаточно», – сказала она и привела в качестве примера Волгоград, где, по ее оценке, подобное решение было ошибочным. «Если это способ вытащить из финансового колодца водоканал – для этого нужны усилия, потому что ни один инвестор не пойдет, если не будет понимать, как он вернет свои деньги и получит прибыль. Опыт европейских стран говорит о том, что потом приходится выкупать эти РСО, но уже по рыночной цене», – сказала депутат, комментируя проблему привлечения инвесторов в сферу ЖКХ.

Стоит отметить, что сами инвесторы пока опасаются вкладывать средства даже в рамках предстоящей реформы по либерализации коммунальной сферы. Участники отрасли эксперты отмечают, что реформы в сфере ЖКХ необходимы – старая система непрозрачна, неповоротлива и имеет в цепочке слишком много посредников, однако, несмотря на верные ориентиры правительственной стратегии, на данный момент не созданы механизмы защиты самих инвесторов.

По оценке генерального директора Федерального центра проектного финансирования Александра Баженова, необходимо создать механизм поддержки платежеспособности муниципалитетов. На данный момент очевидно возникает проблема – если вдруг в процессе инвестирования «что-то пойдет не так», нет гарантий на возврат средств инвесторам.

«Здесь мы сталкиваемся с фундаментальной проблемой коммунальной реформы. Реформа местного самоуправления не создала достаточных механизмов финансовой обеспеченности муниципалитетов и их способности отвечать по своим долгосрочным обязательствам. Это принципиально сдерживает развитие финансового рынка», – пояснил Баженов.

По его словам, важно, чтобы эта реформа не превратилась в «муки Тантала», когда будет проведен огромный объем работ, а потом выяснится, что объем финансового рынка не соответствует спросу, а инвесторы не смогут вернуть средства.

Москва, Сергей Шаромыгин

© 2016, РИА «Новый День»

В рубриках / Метки

Москва, Центр России, Россия, Экономика, Госдума, правительство РФ,