Le Monde: Тбилиси ждет подарков от Москвы …однако получает лишь «утешительный приз» от НАТО
Грузия продолжает «балансировать» между Россией и НАТО. Русофобского настроя стало меньше, однако страна все еще надеется на вступление в Североатлантический альянс. В этой ситуации Тбилиси лишен подарков от Москвы, а от Запада добивается лишь «утешительных призов», пишет французская газета Le Monde.
Издание отмечает, что после ухода экс-президента Грузии Михаила Саакашвили страна официально сохранила прозападный курс. Тем не менее, резко критическая позиция по отношению к Москве сменилась на политику «стратегического терпения».
При этом Le Monde обратила, что Тбилиси продолжает курс на Запад и сотрудничество с Североатлантическим альянсом, под эгидой которого накануне завершились очередные военные учения в Грузии. По оценке министра обороны страны Тины Хидашели, это событие – «воплощение мечты», а танки в Вазиани – шаг к вступлению Грузии в альянс. Она отметила, что за шесть месяцев до принятия в НАТО странам Балтии тоже говорили не питать надежд, в связи с чем в Тбилиси надеются на открытие «возможности».
Тем не менее, как пишет издание, такая перспектива «более чем отдаленна». За две недели до начала учений представитель США при НАТО предупредил Грузию, чтобы та не ждала расширения альянса в ближайшие годы – «если не больше». В этой связи, по оценке одного из европейских дипломатов, грядущий саммит в Варшаве даст Тбилиси лишь «укрепление сотрудничества», что скорее напоминает «утешительный приз».
Как пишет Le Monde, простые грузины не разделяют восторга Хидашели, поскольку соотношение российских и грузинских танков – не в пользу Тбилиси. В то время как в Вазиани проходят учения, в Южной Осетии располагаются российские войска, а граница, обозначенная колючей проволокой, постоянно сдвигается. Как говорится в статье, Грузия потеряла еще 40 гектаров в районе села Хурвалети.
По оценке издания, Вазиани с 8 американскими танками и Хурвалети с российской колючей проволокой – это «две стороны грузинской стратегической дилеммы», поскольку сам Запад охлаждает прозападные устремления, которые и так ослабли из-за «давления и угроз» со стороны России.
Кроме того, продолжает Le Monde, здесь играет фактор грузинской «политической динамики». С 2008 года официальный «евроатлантический» курс Тбилиси не изменился, а в 2014 году Грузия подписала соглашение об ассоциации с Евросоюзом. Между тем. Брюссель может вскоре принять решение о введении безвизового режима, в то время как грузинские вооруженные силы работали вместе с американскими в Ираке, Афганистане и Центральноафриканской республике.
Однако в 2013 году, когда «весьма прозападный» Михаил Саакашвили лишился власти и его сменил олигарх Бидзина Иванишвили, политика Тбилиси серьезно изменилась. «Вместо пылких антироссийских обличительных тирад бывшего президента пришла политика стратегического терпения. Грузинские власти стали доброжелательнее в отношении Москвы», – отмечается в статье.
Об этом свидетельствует, по оценке газеты, слова Иванишвили о возможном присоединении Грузии к Евразийскому экономическому союзу, а также неучастие грузинских дипломатов в украинском кризисе. При этом Тбилиси не стремятся в очередной раз вносить в повестку вопросы об Абхазии и Южной Осетии.
В то же время, по мнению экс-министра обороны Ираклия Аласании, пока невозможен разворот на 180 градусов от устоявшегося прозападного общественного мнения в Грузии, однако «Иванишвили открыл дверь для возвращения российского влияния». Аласания даже ушел в отставку в 2014 году с обвинениями в пророссийском курсе Иванишвили, напомнила газета.
Впрочем, по оценке политолога Торнике Шарашенидзе, нынешнего грузинского лидера трудно назвать «пророссийским». «Это в первую очередь деловой человек, который хочет быть любезным со всеми. Для этого он согласился на «финляндизацию» Грузии, отвергнутую Саакашвили», – прокомментировал он.
Между тем, Запад предельно осмотрителен, но подобная политика может завести в тупик, отмечает Le Monde. Несмотря на сигналы со стороны Грузии, Москва смотрит «свысока» и не готова на подарки для Тбилиси, кроме разве что снятия эмбарго на сельскохозяйственную продукцию. Именно это сильно влияет на решения Грузии, хотя страна выказывает крайнюю заинтересованность в присоединении к НАТО. «Возможно, это несправедливо, но Грузия просто-напросто находится в неудачном уголке мира», – резюмирует издание.
Москва, Анна Федорова
© 2016, РИА «Новый День»