Глазьев: Продавать сырую нефть – деньги на ветер Развитие нефтепереработки и нефтехимии даст десятикратный выигрыш
Продажа на экспорт сырой нефти является крайне неэффективной практикой, считает экономист-академик, советник президента РФ Сергей Глазьев. По его мнению, развитая нефтехимия и нефтепереработка могла бы значительно увеличить доходы сырьевой отрасли и экономики в целом.
В интервью Русской службе новостей Глазьев привел знаменитое высказывание великого химика Дмитрия Менделеева, который говорил, что сжигать нефть – всё равно что топить печку ассигнациями ввиду колоссальной химической ценности этого сырья.
«Продавать нефть сырую – всё равно что выбрасывать ассигнации на ветер, поскольку мы на одну тонну нефти можем производить в 10 раз больше продукции, чем получаем от её экспорта, – сказал Глазьев. – Нужно развивать нефтехимию, переработку нефти. Ради этого мы в своё время ввели экспортную пошлину на нефть с тем, чтобы хотя бы часть забирать в доходы государства и стимулировать внутреннее потребление нефти как химического сырья или значительного по своей доле рынка энергоносителя».
При этом экономист обратил внимание, что в настоящий момент практически больше 2/3 своего углеводородного сырья Россия отправляет на экспорт.
Недостаток собственных перерабатывающих производств Глазьев объяснил отсутствием целенаправленной структурной политики, которая бы стимулировала нефтепереработку, а также нехваткой долгосрочных кредитов, которые бы позволяли финансировать инвестиции в глубокую переработку нефти.
«Для нефтяных компаний по соотношению цен внутри страны и экспортных цен выгодно было нефть экспортировать, чем отправлять на переработку», – отметил Глазьев.
Даже вертикально-интегрированные нефтяные компании, которые могли перерабатывать нефть в топливо или в химическое сырьё, предпочитали максимизировать экспортные возможности. Экспорт нефти лимитировался в основном пропускной способностью трубы. То, что труба не могла пропустить, оставляли для внутреннего потребления. «Это разбалансировка системы регулирования экономики, которая привела к деградации», – констатировал академик.
Нынешний рост цен на нефть – с $28 за баррель в январе до почти $53 в июне – Глазьев считает спекулятивным. «По долгосрочным тенденциям нефть не может дорожать в силу того, что мы находимся в фазе роста нового технологического уклада, который на порядок более эффективен с точки зрения энергопотребления», – сказал он и добавил, что в этой ситуации ожидать роста спроса на нефть в качестве энергоносителя уже не приходится. В ближайшие 15-20 лет экономист не видит объективных причин для повышения цен.
Москва, Александр Шуша
© 2016, РИА «Новый День»