AMP18+

Москва

/

Турция столкнулась с кризисом идентичности Стратегические противоречия в стране будут обостряться

Турция столкнулась с историческим противоречием – с одной стороны, геополитика диктует следовать экспансионистской внешней политике, с другой – приходится бороться с внутренней нестабильностью. Этим моментом могут воспользоваться главные соперники Анкары на Ближнем Востоке. Об этом пишет стратегический аналитик компании Stratfor Рева Гужон.

Многие усматривают в мятеже желание повстанцев вернуться к принципам светской республики в духе Кемаля Ататюрка, но это – чрезмерно упрощенное прочтение реальной турецкой политики, отмечается в статье. «Турция 21-го века не живет под крылом светской элиты и вооруженных сил, но в ней не доминирует исключительно монолитный лагерь исламистов. Линии разлома в Турции намного сложнее, и это ключ к пониманию не только дерзкой попытки переворота, но и геополитического будущего страны», – пишет Гужон.

По оценке аналитика, сейчас в Турции вновь проявляется неизбежный кризис идентичности, попытка преодолеть который была предпринята в 1930-е годы Ататюрком. Сегодня, хотя участие сторонников Фетхуллы Гюлена стало ключевым фактором мятежа, расклад политических и идеологических сил намного сложнее, чем противоречия Гюлена и президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана.

В этой связи неудивительно, что Эрдоган будет далее использовать клише «параллельное правительство», чтобы подвергнуть репрессиям всех инакомыслящих. Это не означает, что лидер Турции сам организовал мятеж, однако это не помешает ему эксплуатировать тему путча и ускорить планы по изменению Конституции. «А это, в свою очередь, позволит ему расширить полномочия президента до таких масштабов, чтобы пресечь инакомыслие», – говорится в статье.

По прогнозам аналитика, Эрдоган воспользуется тем, что Вашингтон нуждается в поддержке Анкары в сирийском конфликте, и будет далее требовать выдачи Гюлена, проживающего в США.

Между тем, Турции потребуется немало времени и средств, чтобы восстановить собственные вооруженные силы. Ранее именно гюленисты проводили чистки в рядах военнослужащих, а теперь власть арестовала тысячи военных, включая старшее командование, напомнила аналитик.

Не исключено, что курдские бойцы, радикальные группировки и «Исламское государство» (запрещена в РФ) воспользуются временной уязвимостью Эрдогана, чтобы совершать новые нападения и подпитывать силы, вносящие раскол в Турции. В этой связи, полагает Гужон, страна оказывается слабее на международном уровне – поскольку Анкара занята внутренними угрозами, у внешних врагов есть шансы бросить ей вызов на Ближнем Востоке. Вероятно, другая суннитская страна – Саудовская Аравия, – также постарается в этот момент расширить сферу влияния в регионе.

По оценке Гужон, сегодня Турция упирается в серьезное противоречие. С одной стороны, страна уже встала на «неоосманский путь», который подразумевает активные действия государства за рубежом – на данный момент, в Сирии, Ираке, Ливии, секторе Газа и Нагорном Карабахе. С другой стороны, задача правительства – удержать существующий строй в пределах страны и защитить целостность республики.

«Таким образом, стратегические противоречия будут все чаще проявляться, и действия Турции могут показаться шизофреничными. Даже между исламистами есть разделение по тактическим вопросам – о том, как Турции восстановить свое влияние. Гюленисты призывают к мягкой силе – через образование, торговые сделки и СМИ, в то время как Эрдоган, столкнувшийся с множеством ограничений как глава государства, скорее готов активно использовать вооруженные силы против зарубежных угроз и имеет более агрессивное стремление изменить Ближний Восток сообразно его видению», – полагает эксперт.

В 1930-е годы лозунгом был «мир дома, мир в мире» – однако сегодня слишком много интерпретаций того, каким должен быть баланс между пацифизмом и авантюризмом для мирной обстановки в Турции.

«Независимо от того, будет ли Эрдоган во главе государства, Турция продолжит свой экспансионистский путь, который вряд ли сорвет попытка спонтанного переворота во главе с разношерстной группой исламистов и националистов. Турция придерживается этого курса на данном этапе истории, поскольку так диктует геополитика. Но никто не обещал, что это плавание будет спокойным», – заключает Гужон.

Москва, Анна Федорова

© 2016, РИА «Новый День»

В рубриках / Метки

Москва, Центр России, В мире, Политика, Россия, Турция,