AMP18+

Москва

/

«Позитивная» статистика не поможет: на выборах в Госдуму надо готовиться к «черным лебедям» Российским политикам хорошо бы узнать реальные настроения в обществе

Накануне активной фазы выборов в Госдуму российским политикам следует извлечь уроки из кампании Brexit – полагаться на соцсети больше, чем на социологические опросы, не раздражать избирателей позитивной статистикой и «средними зарплатами» и не обманываться своими «высокими» рейтингами. Как считает известный политолог, президент «Минченко консалтинг» Евгений Минченко, участникам предвыборной борьбы нужно заранее готовиться и к «черным лебедям» в виде непредвиденных событий, способных изменить расклад сил.

Выступая сегодня на презентации доклада «Британский референдум 2016 года: технологические аспекты», Минченко отметил, что сегодня среди основных мировых трендов – антиистеблишментные настроения, которые охватывают бюрократию и финансовую олигархию. «То, что происходит сейчас в России – последовательная дискредитация различных частей истеблишмента – спортсменов, сотрудников силовых структур, представителей бюрократии, бизнеса. Думаю, это риск, который нам стоит учитывать – как в ходе ближайшей избирательной кампании, так и в целом в политическом процессе», – подчеркнул он и добавил, что последствием может стать радикализация настроений на правом и левом флангах.

По его словам, в числе других общемировых трендов – размытие традиционных идеологий и запрос на подлинность. «Камеры на смартфонах, соцсети, доступность Интернета приводят к тому, что ты не можешь быть в одной ситуации одним, а потом другим. Эта нехватка подлинности является большим риском и для чиновников, и для политиков», – считает политолог.

Минченко обратил внимание, что в Британии недостаточно оценили такой фактор, как высокий уровень недовольства властью. В ходе социологических опросов, как показала практика, ответы «да» и «нет» обладают низкой прогностической эффективностью – накануне выборов российским политикам следовало бы прибегнуть к более качественным методам исследований (фокус-группы, глубинные интервью и т.д.).

Одна из главных проблем элит в том, что они не знают реального настроения избирателей – в первую очередь, потому что в опросах люди чаще дают социально одобряемые ответы. Так, в Британии в социологических исследованиях занижалась численность сторонников Brexit, поскольку на них автоматически навешивался ярлык «расистов». При этом 70% британцев считают, что власти Соединенного Королевства «оторваны от реальности». Именно поэтому, даже осознавая рациональность Bremain, люди в последний момент приняли решение в пользу Brexit – чтобы «показать фигу элите, показать, что ей категорически недовольны».

В этой связи в России важно тщательно мониторить динамику настроений населения, а также рейтинги партий и кандидатов, занимающих «социально неодобряемые» позиции по тем или иным вопросам. Минченко также отметил, что кампания «Элиты и медийные фигуры за Remain» оказалась контрпродуктивной, поскольку избиратели интерпретировали ее как «начальники и узкая тусовка агитируют нас за свой интерес».

Как считает эксперт, особое внимание следует обратить на соцсети, где пользователи более активны и публикуют уникальный контент – такой анализ позволяет строить более точные прогнозы на выборы.

Кроме того, уроком для российской политики может служить то обстоятельство, что в ходе кампании Brexit элиты переоценили высокие показатели electability – уверенность в победе кандидата, партии или позиции на референдуме. В результате произошло снижение мотивации элит на выделение ресурсов на проведение кампании, а для электората – на участие в голосовании. Таким образом, преимущество по финансовому и медийному ресурсу оказалось у кампании Leave, хотя большая часть политической и бизнес-элиты поддерживала позицию Remain.

«Тема обманчиво высоких рейтингов – один из моментов, который стоит учесть российским политконсультантам и политикам», – подчеркнул Минченко, напомнив, как в прошлом году многие были уверены в победе кандидата в губернаторы от партии власти Сергея Ерощенко в Иркутской области, который в итоге проиграл представителю КПРФ Сергею Левченко.

«Риск стать жертвой высокого electability существует как у «Единой России» (очевидного лидера парламентской кампании), так и у других российских партий и кандидатов в округах, в том числе «освобожденных» для представителей тех или иных партий», – говорится в докладе.

Минченко считает, что в России для бесконфликтного прохождения избирательной кампании нужно согласование интересов как внутри федеральных элит (Политбюро 2.0), так и региональных элит. Пример Brexit показал эффективность предварительного создания элитной коалиции.

Эксперт особо подчеркнул, что технология запугивания может сработать в первый раз, но затем у избирателей вырабатывается иммунитет против страха. На примере Британии стало очевидно, что «в новых условиях старые шаблоны оказались неэффективными»: сторонники Bremain регулярно напоминали о референдуме в Шотландии («запугивание неизвестностью) и парламентских выборах 2015, но потерпели поражение.

Участники политического процесса в России также могут извлечь из этого урок: «педалирование» темы негативных последствий победы оппозиционеров может стать для «Единой России» рискованным ходом. По оценке Минченко, на выборах не стоит злоупотреблять поддержкой «лидеров общественного мнения» и запугивать избирателей «внешним врагом».

Другая опасность в ходе избирательной кампании – публичный демонстративный акцент на хороших макроэкономических показателях и апелляция к высокой «средней зарплате» на основе статистики, подчеркнул Минченко. Поскольку население чувствует ухудшение жизненной ситуации, такие «позитивные» заявления о «средней температуре по больнице» станут лишь дополнительным раздражающим фактором – это следует учесть и российским чиновникам, отчитывающимся перед главой государства.

Политтехнолог отметил, что ни одна из российских партий до сих пор не выбрала стержневую тему для избирательной кампании. Между тем, одним из факторов успеха сторонников Brexit стал акцент на конкретной теме – проблеме мигрантов. Кроме того, их кампания оказалась достаточно эмоциональной, что не помешало бы и российским политикам.

В то же время эксперт обратил внимание, что любая кампания может столкнуться с риском «черного лебедя» – непредсказуемого события, способного изменить предвыборный расклад. В Великобритании таким фактором стало жестокое убийство парламентария Джо Кокс, сторонницы Remain – СМИ не преминули обвинить в этом «фанатов Brexit». По оценке Минченко, российским политикам нужно быть готовыми к непредвиденным обстоятельствам и заранее разрабатывать алгоритмы реагирования – пока участникам думских выборов этого недостает.

Москва, Софья Метелкина

© 2016, РИА «Новый День»

В рубриках / Метки

Москва, Центр России, Выборы, Политика, Россия, Выборы - 2016,