«Молчание – золото»: десятая часть россиян сталкивается с насилием Об этом стараются никому не сообщать и часто не заявляют в полицию – опрос ВЦИОМ
Каждому десятому жителю России приходилось выступать в качестве жертвы насилия, еще примерно столько же имеют знакомых и друзей, в отношении которых совершались подобные действия. Об этом свидетельствуют результаты опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ).
Около 40% опрошенных уверены, что публичное освещение подобных случаев не решит проблему насилия в обществе, а может лишь навредить самой жертве.
При этом более половины респонденгтов (54%) полагают, что по факту совершения насилия нет смысла обращаться за помощью в правоохранительные органы, 12% опрошенных считают, что не нужно привлекать и медицинское учреждение. Более того, 11% граждан считают, что о насилии не следует рассказывать даже своей семье и родственникам.
Среди опрошенных, которые назвали себя жертвами насилия, 40% не обращались за помощью ни в какие инстанции. В 37% случаев они направляли заявление в правоохранительные органы, в 18% – искали поддержки в семье, в 11% – обращались в медицинское учреждение.
Набирающая популярность в интернете акция под названием «Я не боюсь сказать», направленная против сексуального и домашнего насилия, не вызвала широкого резонанса в российском обществе, отмечает ВЦИОМ. На момент проведения опроса о ней слышали только 17% наших сограждан. Подавляющее большинство респондентов сообщили, что слышат об этом впервые.
По словам директора специальных программ ВЦИОМ Елены Михайловой, «пострадавшие от домашнего и сексуального насилия как правило предпочитают молчать. Страх осуждения, отторжения, стигматизации вынуждает жертв самостоятельно переживать случившееся».
При этом, если жертвы разбойных нападений или карманных краж вызывают сочувствие и понимание, то испытавшие насилие могут столкнуться с критикой собственного поведения. Обвинение жертвы становится причиной ретравмизации, еще более глубоких переживаний. Усугубляют ситуацию неверие в систему правосудия, неразвитость механизмов защиты и реабилитации жертв, констатировала Михайлова.
Москва, Александр Шуша
© 2016, РИА «Новый День»