«Сомневающийся россиянин похоронил черный пиар» Дискредитация политических конкурентов не работает, как в 1990-е
«Золотой век» черного пиара остался в прошлом – в нынешних условиях недобросовестная политическая конкуренция вызывает лишь отторжение у избирателей, которым интересна конструктивная программа, а не «грязь». Единственное, в чем черный пиар эффективен – подорвать общее доверие населения к выборному процессу. Такое мнение высказали эксперты Института глобализации и социальных движений (ИГСО) в ходе презентации аналитического доклада «Выборы 2016. Черный пиар: от больших ожиданий к большим поражениям».
Директор ИГСО Борис Кагарлицкий отметил, что нынешнюю предвыборную ситуацию можно назвать «недемократической соревновательностью». «С одной стороны, партии очень похожи, очень мало альтернатив в плане идеологии, программы, повестки, они склонны повторять одни и те же лозунги... Но в то же самое время соревнование, борьба за позиции абсолютно реальны. В действительности эти выборы являются остросоревновательными», – считает эксперт.
По его оценке, черный пиар используют и сейчас, когда не хватает собственной содержательной программы. «Кандидаты много ставят на победу. Когда людям нечего сказать позитивного, содержательного и у них нет четкой программы, они заполняют этот вакуум нападками на оппонентов, разного рода провокациями, используя, если есть возможность, административный ресурс и черный пиар», – отметил Кагарлицкий, напомнив, что недобросовестная конкуренция уже имела место в ходе праймериз «Единой России».
Наиболее яркими примерами черного пиара, согласно докладу, можно назвать выпуск газеты «Байкальские вести», дискредитирующей депутата Госдумы от Иркутской области Сергея Тена, или провокативная газета «Сожрем Россию» с атакой на «Справедливую Россию».
По словам Кагарлицкого, кандидаты от всех думских партий успели испытать на себе отработку черного пиара. Накануне выборов особенно заметно обострился накал борьбы в Оренбургской области, Иркутской области и республике Марий Эл.
Интересная ситуация сложилась в Иркутской области, где до избрания Сергея Левченко губернатором коммунисты жаловались на применение административного ресурса. Теперь же ситуация зеркально повторяется со стороны других кандидатов.
Тем не менее, по оценке эксперта, подобные атаки оказываются неэффективными и вызывают противоположный результат. «Тот, на кого была атака, очень быстро поворачивал ситуацию в свою пользу – что его политические противники, которые не могут играть по-честному, тем самым демонстрируют свое бессилие», – констатировал он.
Кагарлицкий объяснил это тем, что сейчас публика реагирует на черный пиар негативно. «Публика другая, люди не такие доверчивые, как в 90-х. Общество более дифференцированное, более разнообразное, более трудное для политтехнологов». В этой связи для многих пиарщиков, традиционно добывающих хлеб на скандалах, настали трудные времена, и придется искать другие способы заработка. Эксперт также добавил, что, как правило, заказчики черного пиара – люди с деньгами, «не совсем аутсайдеры», но отстающие в предвыборной гонке.
По словам руководителя Центра экономических исследований ИГСО Василия Колташова, «золотой век» черного пиара, когда 1990-е годы было очень удобно воровать на предвыборной агитации, ушел в прошлое.
«В нем (черном пиаре) жизненно заинтересованы технологи и исполнители, а заказчики пребывают в состоянии мифа о сокрушительности черного пиара. А это миф, потому что реальность изменилась. Мы вышли из эпохи экономического хаоса и социальной неразберихи, из мира, где люди не верят советским газетам, но доверяют случайно попавшейся информации, листовкам», – пояснил он.
Другим фактором, изменившим ситуацию, стало широкое распространение Интернета, который позволяет быстро проверять информацию. «Сомневающийся россиянин и похоронил черный пиар», – резюмировал Колташов.
По его словам, черный пиар может отрабатываться в форме «поливания грязью» или нелегальных изданий, или же в формате спин-технологий. «Информационные ресурсы мобилизуются какой-то силой – региональными властями, в распоряжении которых много районных, местных газет, каналов, – и они начинают перекручивать факты, создавая негатив... Но это все не работает, потому что люди не так устроены, как хотелось бы заказчику – для избирателей важно услышать конкретные решения от кандидатов, от политиков, от партий – особенно по региональным проблемам», – подчеркнул эксперт.
Он также добавил, что хорошо отработана «технология ответа» дискредитируемых – политики и партии научились разворачивать критику в свою пользу. Кроме того, за недобросовестным черным пиаром стали следить общественные организации, что усложняет задачу недобросовестных пиарщиков.
«Единственное, в чем черный пиар эффективен – не в том, что он решает конкретную задачу, а в том, что создавая в целом этот поток грязи, он деморализует людей. Они думают, что серьезное дело превращено в фарс, и, может быть, вообще не надо участвовать в выборах. Это дискредитирует процесс», – заключил Колташов.
Москва, Софья Метелкина
© 2016, РИА «Новый День»