AMP18+

Москва

/

Европейцы тихо готовятся к войне 70-летний эксперимент по коллективной безопасности дал трещину, считает эксперт

Многие европейские политики наконец признали, что изменение мироустройства, существовавшего после окончания Второй мировой войны, – состояние полноценной войны. Между тем, исламистские теракты в Европе свидетельствуют скорее о гражданской войне на континенте, а конфликт на Донбассе может перерасти в нечто «большее и смертельное». Об этом пишет бывший летчик ВВС США, журналист Нолан Петерсон в статье, опубликованной Newsweek.

«Обращаясь то к «российской агрессии» на востоке, то к угрозам исламистского терроризма на Западе, европейские политические, информационные и религиозные элиты все чаще используют словесную войну, чтобы показать вызовы безопасности на континенте», – пишет автор.

Петерсон напомнил, что на следующий день после теракта 14 июля в Ницце, когда водитель грузовика задавил 84 человека на набережной, французский премьер-министр Мануэль Вальс заявил, что Франция находится в состоянии полноценной войны «за границей и на своей земле». По мнению автора, много лет французы жили беззаботно и не верили, что вооруженные действия могут повториться. «Но война здесь, и она отличается от тех, что мы видели в 20-м веке», – говорится в статье.

Эти заявления звучали и раньше, когда были совершены нападения на редакции «Шарли Эбдо» и еврейский рынок, а также во время ноябрьских терактов.

Меньше, чем через две недели после событий в Ницце, папа римский Франциск повторил слова Вальса о «мире в состоянии войны». «Мы часто слышим слово «небезопасность», однако настоящее слово – это война», – сказал он, комментируя убийство католического священника в Нормандии террористами ИГИЛ (запрещена в РФ) и плеяду других насильственных актов в Германии.

«Бесчисленные вызовы безопасности, стоящие перед Европой, указывают на то, что 70-летний эксперимент по гарантиям мира через экономическую взаимозависимость, коллективную безопасность и мультикультурализм, дал трещину», – констатировал автор.

Между тем, по некоторым оценкам, кризис безопасности Европы – часть «глобального возвращения к битвам за власть в регионах», а также к движению антиглобализма, которое «омолодило нацинализм по всему миру».

При этом сами европейские службы безопасности признаются, что произошел «крах мироустройства», существовавший после окончания Второй мировой войны. Сидя в парижском кафе, берлинской пивной или лондонском пабе, трудно в это поверить, пишет автор. «Однако эта убежденность в европейской безопасности неуместна, она демонстрирует вечную историческую ловушку, что очередная война, или провоцирующие ее события, наконец станут последними», – считает Петерсон.

Как отметил редактор Vanity Fair Генри Портер, крупномасштабные теракты – в Мадриде, Лондоне и Париже – говорят о том, что европейские города и институты теперь легко уязвимы для радикальных изменений.

Петерсон особо выделил Францию как объект регулярных терактов. Как признал французский президент Франсуа Олланд, страна находится «в состоянии войны против джихада». Между тем, несмотря на авиаудары в Ираке и Сирии, а также операции в Северной Африке, растет число недовольных политикой Олланда.

Так, в сообщении, опубликованном в Facebook*, лидер «Национального Фронта» Марин Ле Пен заявила, что нападение в Ницце стало следствием «ошибки государства, терпящего неудачу в его первоочередной задаче – защиты наших граждан».

По другим оценкам, подобные теракты не являются прямым следствием действий Запада на Ближнем Востоке, а скорее напоминают гражданскую войну на континенте. Так, по словам журналистки France 24 Лилы Джасинто, французские политики не любят упоминать термин «война» в контексте терроризма. «То, что они, кажется, никогда не примут – что фактически это война против самих себя. Все основные джихадистские нападения во Франции за последние 18 месяцев были совершены французскими гражданами или жителями», – отметила Джасинто.

При этом, по мнению Петерсона, никакая область Европы не символизирует сомнительную ситуацию с безопасностью континента больше, чем восточная Украина. Автор напомнил, что даже после минских соглашений борьба на фронте продолжается, а число жертв только растет.

Между тем, этим летом западные СМИ в основном «пропустили» новые витки эскалации на Донбассе, поскольку все внимание было приковано терактам в Европе. Однако именно этот конфликт, по мнению Петерсона, может «перерасти во что-то большее и смертельное».

Кроме того, неспокойная ситуация в Восточной Европе – Польше и странах Балтии, которые упорно продолжают утверждать, что Россия собирается на них напасть. По мнению Петерсона, развертывание войск НАТО нужно для того, чтобы предотвратить военные действия России на данных территориях – в противном случае Альянс будет вынужден следовать договору о коллективной безопасности.

По мнению польского политолога Славомира Дембского, российский ответ на развертывание НАТО, включающий усиление Калининграда, скорее имеет отношение к «пропагандистским махинациям внутри страны», нежели реальное давление на НАТО. По его мнению, военные действия России призваны «показать внутренней аудитории Путина, что страна окружена врагами, и он – единственный лидер, который может спасти Россию», – заключил Дембский.

Москва, Анна Федорова

* Продукты компании Meta, признанной экстремистской организацией, заблокированы в РФ.

© 2016, РИА «Новый День»

В рубриках / Метки

Москва, Центр России, В мире, Политика, Россия, Европа,