«Денег нет, но…»: Банк России задумался о честности Повышать доверие к ЦБ РФ помогут американские консультанты
Экономический кризис в России приводит к странным управленческим решениям. Вместо обеспечения реальной финансовой стабильности в стране на фоне запретительных кредитных ставок и девальвации рубля Банк России задумался о повышении доверия к себе и новых ценностях для своих работников, которые помогут внедрять американские консультанты, передает Life.ru.
Формально речь одет о повышении эффективности почти 60 тысяч служащих ЦБ. Предполагается, что начнётся кадровая реформа с внедрения специально разработанных новых Миссии, Целей, Видения и Ценностей Банка России.
Как отмечается в презентации «Стратегические HR-инициативы», которую цитирует издание, новыми официальными ценностями сотрудника Банка России утверждены «служение обществу», «ответственность за результат», «профессионализм» и «честность». Об устаревших и неактуальных ценностях, действовавших ранее, в документе не упоминается.
Своей новой целью ЦБ считает «доступность финансовых услуг», «ценовую стабильность», «поддержку инноваций на финансовом рынке» и «развитие национальной платёжной системы». Ранее руководство Центробанка публично говорило только о целевых показателях инфляции.
В качестве «видения» обновлённой политики ЦБ разработан лозунг «Банк России – высокотехнологичный регулятор». В документе также отмечается необходимость добиться «высокого доверия населения и бизнеса к политике Банка России», а также внедрить «риск-ориентированный надзор и регулирование».
Своей миссией ЦБ видит «обеспечение финансовой и ценовой стабильности», а также «содействие развитию конкурентоспособного финансового рынка».
Для работы над кадровым проектом решено привлечь американского консультанта – компанию CEB's SHL Talent Measurement Solutions, следует из презентации.
В пресс-службе Центробанка подтвердили информацию «Лайфа», отметив, что компания выбрана по конкурсу (хотя в плане закупок Банка России такого конкурса найти не удалось) и юридическое лицо у «американца» – вполне российское.
«Зарегистрированная в РФ компания SHL (российское юридическое лицо) была выбрана по итогам открытого конкурса для работы над проектом по формированию модели управленческих компетенций», – отметили в пресс-службе регулятора.
Вопросы о цене контракта в пресс-службе комментировать отказались, но особо подчеркнули, что консультант не принимал участия в утверждении новых ценностей и целей, отметив, что это – на сто процентов отечественная разработка.
«Разработкой Миссии, Видения, Целей и Ценностей Банка России занимались топ-20 руководителей ЦБ в течение шести месяцев. Это была внутренняя работа, которая уже завершена. Никакие внешние контрагенты, в том числе компания SHL, к этой работе не привлекались», – добавили также в ЦБ.
Основные задачи реформы – повысить «удовлетворённость внутренних клиентов», то есть самих сотрудников Центробанка при сотрудничестве с другими, сервисными подразделениями, а также запустить процесс управления эффективностью сотрудников регулятора. Этот процесс, как следует из документа, предполагает «признание личного вклада каждого сотрудника в общий результат организации», «налаживание эффективного делового сотрудничества руководитель – подчинённый» и «вовлечение сотрудников в достижение стратегических целей организации».
В пресс-службе ЦБ дополнительно уточнили, что управление эффективностью будет также подразумевать «постановку целей (KPIs) в начале года с подведением итогов в конце года (оценкой результатов работы руководителей)».
Пилотные проекты уже запущены в некоторых подразделениях регулятора в центральном аппарате и Главном управлении по Центральному федеральному округу. Обучение специалистов регулятора планируется проводить на площадке поднадзорной организации – Корпоративном университете Сбербанка России в подмосковном Одинцове. В пресс-службе ЦБ заявили, что не видят в этом конфликта интересов.
В настоящее время штат регулятора насчитывает 59,4 тысячи человек, и хотя за три года он уменьшился на 10,3%, по численности персонала российский ЦБ по-прежнему второй в мире после Банка Китая (в нём работает около 140 тысяч человек). В Федеральной резервной системе США числится 17 тысяч сотрудников.
По подсчётам завотделом международных рынков капитала Института мировой экономики РАН Якова Миркина, по количеству персонала на душу населения Банк России в 1,5-6 раз опережает ближайших соперников: в нём работает 15% всех «центральных банкиров» мира.
В 2014 году председатель ЦБ Эльвира Набиуллина признала, что штатная численность Центробанка в значительной степени раздута, а выявленные «излишки» ресурсов глава регулятора предлагала не сократить, а перепрофилировать на специалистов в области «противодействия легализации доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма». О результатах эксперимента не сообщалось.
Москва, Анастасия Смирнова
© 2016, РИА «Новый День»