AMP18+

Москва

/

Западная пресса: Смерть Каримова обернется насилием Возможен «брежневский» вариант, когда об «уходе» лидера стало известно с опозданием

В случае смерти 78-летнего президента Узбекистана Ислама Каримова, который на днях был госпитализирован, ожидается серьезная клановая борьба за власть, последствия которой прочувствует на себе весь центральноазиатский регион. Как пишет западная пресса, запрещенные исламистские группировки могут воспользоваться удобным случаем для активизации в экономически ослабленной стране.

По оценке The Diplomat, в случае смерти Каримова разгорится борьба между кланами и правящей верхушкой. С одной стороны, власть при Каримове удерживалась за счет баланса элит Самарканда и Ташкента, с другой – сейчас усилились позиции Совета национальной безопасности и МВД.

«Без преемника, который заменит Каримова, и учитывая, что старшая дочь Гульнара находится под домашним арестом, сражение за власть в Узбекистане может обернуться насилием и нестабильностью», – полагает издание.

Основными конкурентами станут премьер-министр Узбекистана Шавкат Мирзияев и министр финансов Рустам Азимов. «Мирзияев и Азимов – и технократы, обладающие значительным административным ресурсом», – говорится в статье.

Как пишет The Diplomat, чтобы сохранить мир и безопасность в регионе, у следующего лидера Узбекистана должна быть поддержка обоих кланов.

Между тем, смена власти в Узбекистане, который, как считает издание, в последнее время стал «сильным партнером Европы и США» и являлся «гарантом против российского вмешательства в Среднюю Азию», может изменить ситуацию во всем среднеазиатском регионе. Не стоит приуменьшать геостратегическую важность этого государства – любая нестабильность в центральноазиатской стране обернется глобальными последствиями, считает The Diplomat.

Американская газета The New York Times обращает внимание, Каримов – «авторитарный президент Узбекистана, правящий более 25 лет этой изолированной центральноазиатской страной с помощью советских методов». В этой ситуации не исключен «брежневский сценарий», когда о смерти лидера сообщили гораздо позже, чем это случилось.

Как отмечает издание, согласно Конституции Узбекистана, в случае смерти Каримова страной будет три месяца управлять глава Сената, а затем будут проведены новые президентские выборы.

По версии NYT, вероятными преемниками могут быть Мирзияев, которого газета называет «союзником Кремля», и Азимов, совмещающий посты министра финансов и заместителя премьер-министра.

Газета обращает внимание, что Каримов держал определенную дистанцию как от Москвы, так и от своих соседей.

«Пока журналисты, дипломаты и другие аналитики размышляют о закулисных интригах, после которых явится новый правитель, доминируют, судя по всему, две тенденции», – пишет The Wall Street Journal.

Согласно первой точке зрения, такая «репрессивная» страна, как Узбекистан, где нет политического плюрализма, силовые структуры неизбежно проконтролируют передачу власти новому президенту. Другие эксперты делают ставку на традиционную социальную идентичность узбеков: «если хотите знать, кто к кому присоединится в предстоящей ожесточенной борьбе, посмотрите на их самые глубокие привязанности и принадлежность: клан и племя», говорится в статье.

Если центральноазиатская политика действительно зависит от идентичности, США будет сложно приобрести там большое влияние. «Однако если ключевое значение имеют институты с различными интересами, внешние участники могут сыграть определенную роль», – считает WSJ.

По оценке журнала Foreign Policy, «скрытное авторитарное узбекское правительство» и раньше уклонялось от слухов о слабом здоровье президента. Однако госпитализация Каримова и большая вероятность передачи власти в Узбекистане происходят в тот момент, когда страна (как и в целом Центральная Азия) стоит перед сложнейшими задачами в области экономики и безопасности в постсоветской истории, – говорится в статье.

Как полагает доцент Университета Национальной обороны США Эрика Марат, в случае ухода Каримова проигравшие будут вне зависимости от того, насколько гладко пройдет смена власти.

«Когда они избавились от Гульнары, они начали формировать план. Тот факт, что [госпитализация Каримова] освещается, означает, что, возможно, уже принято решение насчет преемника», – считает эксперт по Центральной Азии из Университета Глазго Лука Анчески. По его оценке, смениться может лидер, но не режим.

Между тем, политические изменения могут негативно отразиться на ситуацию в Узбекистане. Экономический кризис в России уже повлиял на снижение денежного потока от работающих там узбеков, а замедление экономики Китая снизило инвестиции в центральноазиатский регион.

Кроме того, усиливаются угрозы от «Исламского государства» (запрещенная в РФ террористическая организация) – на фоне кризиса «экстремистские группы стали одним из немногих выходов для выражения недовольства режимом Каримова», отмечается в статье.

Москва, Анна Федорова

© 2016, РИА «Новый День»

В рубриках / Метки

Москва, Центральная Азия, Центр России, В мире, Политика, Россия, Узбекистан,