AMP18+

Москва

/

Эксперт: Кремль готовится к войне Армейские учения в России опять напугали Запад

Европейская архитектура безопасности дала сбой: сегодня можно утверждать, что Россия, как и другие страны, готовится войне – не потому, что планирует военное вторжение в другие страны, а чтобы быть подготовленной к наихудшим вариантам. Об этом пишет руководитель программы Russia Matters в Нью-Йорке Саймон Сараджян в статье для The National Interest.

Очередная серия военных учений в России вызвала серьезную тревогу ее западных соседей, которые считают, что Москва, возможно, готовится к началу новой военной кампании, пишет Сараджян. По его оценке, Кремль действительно готовится к подобной ситуации, однако это не означает, что он развяжет ее в ближайшем будущем. «Скорее, текущие военные учения призваны подготовить российские войска к различным вариантам развития событий, в том числе к наихудшим сценариям, и в то же время дать сигнал потенциальным противникам», – говорится в статье.

По мнению эксперта, широкие учения РФ не в первый раз сопровождаются активными военными действиями – в том числе, в Южной Осетии и Грузии, а весной 2014 года после одной из внезапных выборочных проверок боеготовности своих вооруженных сил Россия развернула войска, необходимые для быстрого присоединения Крыма.

Как пишет автор, заявления России относительно целей нынешних военных учений не могут успокоить Киев, Брюссель и Вашингтон. Так, президент Украины Петр Порошенко заявляет о возможном «полномасштабном вторжении» России, а руководство Пентагона требует от Кремля предоставления «необходимых сведений о масштабах и характере этих действий».

«Россия действительно готовится к полномасштабной войне. Однако этим заняты все генералы во всех странах. Их работа как раз и заключается в том, чтобы готовиться к наихудшим сценариям развития событий, а масштабные стратегические учения нужны для проверки готовности армии к различным вариантам. Но это вовсе не значит, что военно-политическое руководство России хочет, чтобы такой сценарий реализовался», – пишет Сараджян. Он также добавил, что было бы странно приглашать иностранных военных атташе, если страна всерьез готовится к «мега-войне» с НАТО.

Эксперт также обратил внимание на то, что российская армия ежегодно проводит стратегические военные со времен экономического кризиса 1990-х гг. и, скорее всего, продолжит в том же духе, пока сможет себе это позволить.

Впрочем, по его оценке, военные операции со стороны России возможны, если она или ее союзники столкнутся с непосредственным нападением или угрозой свержения режима, в том числе в дружественных странах (как это было в случае с Сирией). Другим поводом для эскалации может стать переход одной из постсоветских стран в другой лагерь – примерами, по мнению автора, служит война в Грузии в 2008 году и украинский конфликт в 2014 году.

Как полагает Сараджян, угроза военного столкновения будет сохраняться до тех пор, пока не будет устранена истинная причина потенциального конфликта – то есть, опасения России по поводу расширения НАТО на постсоветском пространстве. «Пока эта предполагаемая угроза будет сохраняться, Россия будет проводить военные учения и готовить свою армию к масштабному конфликту на западе и юго-западе, и будет использовать эти учения, чтобы удержать своих постсоветских соседей от вступления в западный альянс», – говорится в статье.

Чтобы предотвратить войну, членам ОБСЕ следовало бы подписать новую Хартию европейской безопасности, считает Сараджян. Документ позволил бы снизить опасения России, если прописать некоторые условия – например, о том, что для дальнейшего расширения военных альянсов на континенте необходимо согласие трех четвертей членов ОБСЕ. «В этой хартии нужно прописать конкретные и действенные механизмы решения конфликтов, в том числе систему предупреждений для определения и устранения точек напряженности на самых ранних этапах», – пояснил автор.

По его оценке, если на данный момент и существует некий консенсус между Москвой, Брюсселем, Вашингтоном и Киевом, то его суть сводится к тому, что европейская архитектура безопасности, сложившаяся после окончания холодной войны, дала сбой. «[Система] требует реорганизации, пока она не породила еще один вооруженный конфликт, как это было в Югославии, Грузии и на Украине. Эта хартия может стать действенным способом, чтобы начать реорганизацию этой структуры, пока не стало слишком поздно», – заключил Сараджян.

Москва, Анна Федорова

© 2016, РИА «Новый День»

В рубриках

Москва, Центр России, В мире, Политика, Россия,