AMP18+

Москва

/

Без царя в голове Как российские монархисты уговаривали США ввести против России новые санкции

Начать эту историю можно еще с 1990-х годов, когда в Москве жил мелкий чиновник Дмитрий Косарев. Он работал в различных министерствах и ведомствах, но, как гоголевский Акакий Акакиевич, имел большую мечту. Правда, мечтал Дмитрий не о шинели, а о превращении Руси в абсолютную монархию, пишет «Московский комсомолец».

Мечтал он деятельно. Косарев связался с наследниками Романовых, писал различные письма, предлагал поправить Конституцию. Одно время он активно добивался предоставления Романовым гостевого дома в столице и выделения содержания из госсредств. Как истинный монархист, Косарев мечтал как-то послужить наследникам престола. Ему казалось, что больше всего пользы он принесет в качестве казначея. Мечта могла принести в этом случае неплохую прибыль. Однако Романовы не спешили доверить Косареву свои сбережения. Проекты в других сферах тоже заканчивались ничем: государство средств не выделяло, вместо гостевого дома предлагали непонятную дачу, Конституцию не переписывали, а самого Косарева всерьез не воспринимали. Ни славы, ни денег монархизм ему не приносил.

Косарев так и остался бы никому неизвестным мелким дельцом и мечтателем, если бы в середине 2000-х не подружился с другим монархистом – бизнесменом Константином Малофеевым. Последний был человеком совсем другого толка. Интересы его были разнообразны: он то модернизировал российскую телефонную связь, то строил молочную компанию «Нутритек».

Окончание всех историй было, правда, одинаковым: обвинения в хищениях, суды, непогашенные кредиты на сотни миллионов долларов и выемки документов следственными органами. Но у Малофеева был счастливый талант. Он умел выходить сухим из воды. У этого монархиста в отличие от Косарева были хорошие связи.

В 2006 году Косарев трудился в аппарате Общественной Палаты, а Малофеев создавал православную гимназию Святителя Василия Великого, где дети за 600 тыс рублей в год получают истинное православное образование. Товарищей сблизили монархические идеи. Косарев даже помог организовать визит наследников Романовых в гимназию, что было очень лестно для Малофеева. Так они и начали вести совместные дела.

Косарев быстро оценил преимущества дружбы с Малофеевым и стал неотступно следовать за своим покровителем. Он то возглавлял какую-нибудь подрядную организацию, то дочернее общество, то просто скромно входил в совет директоров одной из компаний Малофеева. Однако с годами бизнес монархистов начал терять свой размах: давала о себе знать подпорченная репутация, да и идеи возвращения царя народной популярностью не пользовались, а, следовательно, доходов не приносили. Надежда пришла откуда не ждали – из Болгарии.

В Болгарии в это время разорился владелец крупнейшего сотового оператора страны Vivacom Цветан Василев. Кроме Vivacom ему принадлежал и Корпоративный Коммерческий Банк. Василев, как это иногда бывает, увлекся выводом активов своей кредитной организации. В результате этой деятельности он не смог расплатиться по кредитам, в том числе, взятым у ВТБ. В итоге на него было заведено уголовное дело, а сам бизнесмен был объявлен в розыск по линии Интерпола.

Согласно публикациям в прессе, в настоящий момент он скрывается в Сербии, где недавно было принято решение суда о его экстрадиции в Болгарию. Все свои активы он потерял, что-то, как Vivacom, отошло в качестве залога кредиторам, в данном случае – ВТБ. В это время Цветану и рассказали о парочке российских монархистов. Истории у болгарского и российских бизнесменов были во многом похожи: огромные кредиты под непонятные залоги, проблемы с законом. Общий язык они нашли быстро и придумали «замечательный» план в отношении на Vivacom. Хотя казалось бы, российским бизнесменам-монархистам сам Бог велел расплатиться по долгам перед российским же банком ВТБ.

В это время ВТБ выставил на аукцион акции Vivacom, которые находились у него в залоге. На аукционе компанию приобрел болгарский бизнесмен Спас Русев. На этом история этой компании себя исчерпала: банк вернул деньги, компания получила нового надежного владельца. Но тут своеобразным образом в дело пошли Малофеев и Косарев. Причем, именно Косарев стал официальным лицом это истории. Скромный Акакий Акакиевич вышел на международную арену и завел офшор.

Косарев заявил, что у него есть фирма Empreno Ventures, и именно этой никому неизвестной конторе Цветан Василев передал все свои акции Vivacom. Правда, никаких документов Косарев не показал.

Несмотря на очевидные правовые нарушения, Косарев стал чуть ли не ежедневно извещать прессу о том, что российский банк незаконно отобрал у него компанию. Настоящим организатором операции, судя по всему, мог быть как раз Малофеев. Он, впрочем, особо и не скрывался. Офис его компании и Empreno располагался по одному адресу в Москве и даже пресс-релизы этих контор рассылал один и тот же человек.

Монархисты понимали, что оспорить сделку у них шансов немного, поэтому они пошли по другому пути. Они стали писать жалобы. Владельцам долговых бумаг компании Vivacom они написали о незаконности сделки. Д.А.Медведеву – о нарушении своих прав. Они даже дошли до Лондонского суда и подали туда иск.

Причем, Косарев и Малофеев не поскупились: уплатили 2 млн фунтов судебных расходов. Понятно, что для скромного чиновника и монархиста Косарева сумма это гигантская. Но Малофеев заработал достаточно, чтобы иметь возможность рискнуть 2 млн, когда на кону стояла крупная компания.

Однако все эти акции не срабатывали, на действия монархистов никто не обращал внимания: аукцион состоялся, а сделка получила все необходимые одобрения. Тогда история получила неожиданный поворот.

В США есть такая структура, которая называется Управление по контролю иностранных активов (OFAC) Казначейства США. Именно эта организация как раз и следит за вводом и исполнением санкций в отношении России, которые ввели еще в 2014 году сразу после присоединения Крыма. Именно в OFAC побежал жаловаться монархист Косарев.

Что же беспокоило этого истинного патриота? О чем он решил сообщить американским надзорным органам? Он писал, что сделка по продаже Vivacom осуществляется в интересах ВТБ, а, следовательно, в интересах России. На основании этого он просил ее запретить. Столь неожиданный для патриота порыв заинтересовал даже американских чиновников, которых сложно заподозрить в любви к России. Они начали расследование, но не в отношении Vivacom, а в отношении самого Косарева и Малофеева. В США не любят, когда иностранцы политику смешивают с бизнесом. Так что сейчас американские санкции грозят уже самим монархистам.

Интересно, что ни Косарев, ни Малофеев так и не отказались от своих монархических взглядов. Хотя царь, вернись он в Россию, первым делом наверняка отправил бы таких сторонников в Сибирь.

Москва, Екатерина Попова

© 2016, РИА «Новый День»

В рубриках

Москва, Центр России, Политика, Россия, Скандалы и происшествия, Экономика,