AMP18+

Москва

/

Счетная палата нашла противоречия в бюджетных планах правительства РФ Как Россия избавится от нефтяной зависимости – непонятно

Основные направления бюджетной политики РФ на ближайшие три года, разработанные в правительстве РФ, содержат противоречия и требуют содержательной доработки. Об этом сообщила сегодня председатель Счетной палаты (СП) России Татьяна Голикова. По ее оценке, в отдельных случаях отсутствует детальный анализ намеченных правительством планов, некоторые из которых безрезультатно обсуждаются более 20 лет.

Выступая на парламентских слушаниях в Госдуме, Голикова обратила внимание, что в Основных направлениях бюджетной политики говорится, с одной стороны, что в 2017-2019 годах «мировой экономический рост продолжит замедляться». Однако тут же отмечается, что «положительные темпы роста мировой экономики в 2017-2019 годах обеспечат рост российского экспорта». По прогнозу Минэкономразвития, ожидается ускорение роста мировой экономики с 3% в 2016 году до 3,5% в 2018-2019 годах.

Также в документе отражена гипотеза о восстановлении внутреннего потребительского спроса в 2017 году, что станет возможно благодаря росту реальных заработных плат, который при нулевой индексации фонда оплаты труда работников бюджетного сектора, будет обеспечиваться частным сектором экономики. В данном случае, как сказала глава СП, «не раскрываются причины, по которым в отсутствие конкуренции со стороны госсектора частный сектор будет осуществлять политику роста заработной платы».

В документе также предложены переходные положения новой конструкции бюджетных правил и сами бюджетные правила. «Но те предложения, которые сегодня сформулированы, не решают проблему зависимости федерального бюджета от нефтегазовых доходов, ужесточат параметры проводимой бюджетной политики», – подчеркнула Голикова.

Председатель Счетной палаты также отметила, что в основных направлениях бюджетной политики отсутствует комплекс мер по повышению эффективности государственных расходов. «С учетом ограниченности финансовых ресурсов, происходит фактический отказ от принципа расходования бюджетных средств в увязке с конкретным результатом. Продекларированный в 2014 году программный принцип формирования бюджета оказывается девальвированным», – сказала главный аудитор РФ.

Вместе с тем, хотя в документе декларируется «перезагрузка» государственных программ РФ с учетом использования всех финансовых и нефинансовых ресурсов, способствующих достижению целей госполитики, остается неясным, каким образом такое решение будет осуществлено, констатировала Голикова.

В то же время, по ее словам, в документе не отражены 11 приоритетных направлений бюджетной политики, сформированных по итогам работы Совета при президенте России по стратегическому развитию и приоритетным проектам.

Кроме того, председатель Счетной палаты отметила, что основные направления бюджетной политики предусматривают сохранение структурного дефицита федерального бюджета в условиях стоимости нефти $40 за баррель в среднесрочной перспективе с постепенным сокращением дефицита к ВВП с 3% в 2017 году до 1,2% в 2019 году. Планируется, что доля государственных заимствований на российском внутреннем рынке в составе источников финансирования дефицита возрастет с 35,5% в 2017 году до 83,3% в 2019 году. «Значительное увеличение объемов государственных заимствований может привести к ухудшению условий размещения гособлигаций, росту государственного внутреннего долга и расходов на его обслуживание», – отметила Голикова.

Глава СП считает, что на это должно быть обращено существенное внимание, поскольку расходы на обслуживание и погашение долга превышают объем их привлечения более чем на 100%.

По ее мнению, проблему дефицита необходимо решать путем разработки комплекса мер по мобилизации доходов бюджета и повышению эффективности расходов, включая реализацию структурных реформ, которым в документе придается второстепенное значение. Ранее Голикова неоднократно отмечала, что в результате неэффективности госрасходов бюджет теряет более 1 трл рублей.

Оценивая Основные направления налоговой политики РФ на 2017-2019 годы, Голикова обратила внимание, что документом предлагается предоставить регионам дополнительные права по установлению и отмене налоговых льгот. Однако при этом, по мнению главы контрольного органа, следует учитывать, что некоторые из налоговых льгот носят социальный характер. «Отсутствие единообразного подхода к установлению таких льгот в отношении социально незащищенных слоев населения приведет к неравенству в различных регионах страны», – сказал глава СП.

По ее словам, в основных направлениях налоговой политики в целях улучшения сбалансированности бюджетов регионов предлагается зачислить в федеральный бюджет налог на прибыль по ставке 3%, в бюджеты регионов – 17%, однако отсутствует должный анализ того, ухудшится ли положение налогоплательщиков в связи с этим решением.

Председатель Счетной палаты отметила, что в этом же документе уделено внимание вовлечения в налоговый оборот объектов капитального строительства, поставленных на кадастровый учет, права на которые не зарегистрированы в установленном порядке. По ее мнению, у проблемы нет решения через оценку «недостроя», «так как налог уплачивает собственник, а собственник появляется, когда объект недвижимого имущества введен и на него оформлены все документы».

«Нет объекта, нет собственника, соответственно, нет налога. Решить вопрос можно только через кратное увеличение налога на земельные участки, выделенные под жилищное строительство, на которых в установленные сроки объекты не введены в эксплуатацию. Норма эта отрегулирована Налоговым кодексом, но она, к сожалению, не применима. И предстоит, мне кажется, все же сделать ее более применимой», – сказала Голикова.

Комментируя Основные направления таможенно-тарифной политики РФ на 2017-2019 годы, глава СП отметила, что в документе не прослеживается четкого понимания перспектив изменения таможенного тарифа с учетом имеющихся поручений президента и правительства РФ, а также действующих нормативных правовых актов и международных обязательств Российской Федерации.

Вместе с тем, по словам главы контрольного органа, в основных направлениях таможенно-тарифной политики отсутствует информация о конкретных изменениях в тарифном регулировании, товарных группах, которые они затронут, основаниях принятия этих изменений, а также тех действиях правительства РФ по обеспечению сбалансированности экспортно-импортных операций, развитию внутреннего производства. В документе также нет описания взаимосвязи разрабатываемых мер таможенно-тарифной политики на 2017-2019 годы с целевыми показателями внешнеэкономической деятельности, установленными в документах стратегического планирования, отметила глава Счетной платы.

Москва, Анастасия Смирнова

© 2016, РИА «Новый День»

В рубриках / Метки

Москва, Центр России, Политика, Россия, Финансы, Экономика, правительство РФ, Счетная палата РФ,