AMP18+

Москва

/

Готовьте ваши денежки: расходы госбюджета на образование и здравоохранение сократятся

Запланированное правительством РФ в ближайшие три года сокращение госрасходов на образование и здравоохранение может обернуться ростом платных услуг для населения. Как считают эксперты Центра развития Высшей школы экономики, в нынешних условиях это означает, что Россия съезжает на уровень развивающихся стран Азии и Латинской Америки.

В очередном докладе «Комментарии о бизнесе и государстве» экономисты обращают внимание, что, согласно проекту Основных направлений бюджетной политики и федерального бюджета на 2017-2019 гг, запланировано сокращение расходов бюджетной системы почти на треть. В этих условиях финансирование таких жизненно важных для населения сфер как образование и здравоохранение вернется примерно на уровень 2006 года.

«Если в 2013 году уровень (расходов на образование) можно было считать относительно неплохим (4,0% ВВП против 4,5% ВВП в среднем по Организации экономического сотрудничества и развития – ОЭСР), то к 2019 г. он снижается до 3,5% ВВП, ближе к показателям развивающихся стран Азии и Латинской Америки», – говорится в докладе.

В то же время, как отмечают эксперты, государственное финансирование медицины, которое в течение десятилетия колебалось вокруг 3-3,5% ВВП (вдвое ниже, чем в среднем по ОЭСР), к 2019 году останется пределах все тех же 3,1% ВВП, однако это не означает, сохранение прежнего уровня.

В докладе также отмечается, что большая часть социальных расходов «ложится на плечи» региональных бюджетов, которые в 2015 году обеспечивали 81% затрат на образование и 47% – на здравоохранение. Ситуация осложняется тем, что федеральный бюджет все последние годы (с 2013-2014 гг.) последовательно самоустранялся от финансирования этих сфер.

В частности, расходы центра на образование (в основном на высшее) снизились с 1% ВВП в 2013 году до 0,7% ВВП в 2016 году, а к 2019-му должны ужаться до 0,6% ВВП. Что касается здравоохранения, то после всех сокращений и погружения в систему Обязательного медицинского страхования (ОМС) высокотехнологичной медицинской помощи к 2019 году центр будет финансировать сферу всего на 0,4% ВВП против 0,7% в 2013-м.

По оценке экспертов, в нынешних условиях региональные бюджеты, которые играют ключевую роль в обеспечении социальных расходов, столкнутся с серьезными трудностями. Согласно прогнозу Минфина, в субъектах РФ ожидается сокращение доходов с 11,6% ВВП в 2016 году до 11,0% ВВП в 2019-м. Причем падение будет вызвано в основном продолжающимся снижением совокупного объема межбюджетных трансфертов (с 1,8 до 1,4% ВВП за тот же период). Таким образом, центр самоустраняется и тут, констатируют экономисты Центра развития.

Эксперты также обращают внимание, что экономический кризис уже привел к резкому сокращению бюджетных расходов регионов. Еще одним важным последствием стало увеличение дифференциации субъектов РФ по показателю бюджетных расходов на душу населения. При этом нынешняя ситуация существенно контрастирует с кризисом 2009 года, когда поддержка регионов из федерального центра была существенно увеличена, а дифференциация по доходам не выросла.

Как полагают экономисты, в данной ситуации можно говорить об изменении приоритетов федерального центра и увеличении доли расходов на «силовой блок». В то же время, в отличие от 2009 года, на действия правительства оказывает влияние вполне реалистичное представление о том, что нынешний кризис будет затяжным и ресурсы неплохо поберечь.

Между тем, констатируют эксперты, рост разрыва в расходах между богатыми и бедными регионами опасен для России из-за большой роли, которую они играют в предоставлении населению образовательных услуг, услуг по здравоохранению, социальной защите, а также в поддержке различных отраслей экономики.

По оценке экономистов, ситуация с расходами на образование и здравоохранение может развиваться тремя путями. С одной стороны, проблему можно не решать, оставить ее на попечение регионов и в конце концов позволить финансированию этих важнейших для населения сфер съехать до уровней азиатских и латиноамериканских стран, не имеющих таких демографических проблем как Россия и могущих в силу этого рассчитывать на экстенсивное расширение населения и количества работников, не заботясь особенно ни об их здоровье, ни об уровне образования.

Второй путь – все-таки вернуться к приоритетам бюджетных расходов на федеральном уровне и поискать, что еще можно сократить кроме согласованных 6% в оборонных расходах, от каких субсидий предприятиям и взносов в уставный капитал госкорпораций можно отказаться, вместо этого взяв большую ответственность за образование и здравоохранение – то есть провести «бюджетный маневр».

Третий вариант – найти новые источники финансирования образования и медицины – либо в виде дополнительных налогов на уровне регионов и взносов в ОМС, либо в виде софинансирования этих услуг населением, – говорится в докладе Центра развития.

Судя по последним тенденциям, правительство РФ, скорее всего, выберет последний вариант. В этой ситуации населению, доходы которого сократились даже по официальной статистике, придется еще сильнее урезать свой бюджет и раскошеливаться.

Москва, Анастасия Смирнова

© 2016, РИА «Новый День»

В рубриках / Метки

Москва, Центр России, Общество, Политика, Россия, Финансы, Экономика, правительство РФ, Финансовый кризис,