AMP18+

Москва

/

«Теневая экономика» прижилась: почти две трети жителей России вовлечены в неформальные процессы

image

В условиях кризиса и снижения доходов в России увеличивается уровень общественного одобрения «теневой экономики». Почти две трети населения так или иначе вовлечены в неформальные экономические процессы, а треть жителей не верят, что могут увеличить свои доходы легально. Об этом свидетельствуют данные опроса, который провел Центр социально-политического мониторинга РАНХиГС.

Весьма одобрительное отношение граждан к «теневой» экономике демонстрирует рост с 2001 года, что может свидетельствовать об их потенциальном участии в «теневых» экономических процессах, предрасположенности к нарушению установленных законом норм. Более вероятно, что человек, не считающий нарушение закона чем-то предосудительным, будет, например, работать без оглядки на уплату налогов государству.

«Порядка 2/3 опрошенных прямо или косвенно (в качестве потребителей) в течение одного календарного месяца включены в неофициальный оборот денежных средств», – следует из результатов опроса, передает RNS.

«Это тревожный симптом, поскольку на фоне постепенного снижения реальных доходов населения может наблюдаться рост предрасположенности граждан к различным формам некриминальной «теневой» экономики и их готовности включиться в этот процесс», – отмечают авторы исследования.

Согласно итогам исследования, в котором приняли участие 1,6 тысячи человек из 35 регионов, 30% граждан считают, что могут увеличить доходы или повысить свой уровень жизни только при нарушении закона. Такой точки зрения придерживается в основном население с низкими доходами (52%). Как уточнил директор Центра Андрей Покида, речь идет о нарушениях некриминального характера – например, отказ от оформления отношений с работодателем или от регистрации юридического лица для ведения предпринимательской деятельности, передает РБК.

Респондентов отдельно спросили об отношении к неформальной торговле (деньги передаются из рук в руки мимо кассы). 29,3% относятся к такому явлению положительно – это больше чем в 2001 и 2013 годах (17,9% и 21,7% соответственно). Значительно по сравнению с прошлыми периодами снизилось и число противников такого вида расчетов: в 2016 году их доля составила всего 16,4%, тогда как в 2001-м – 42,2%, а в 2013-м – 25,9%.

Кроме того, более половины граждан (50,8%) выступают за выполнение строительных и ремонтных работ с оплатой «мимо кассы». В 2013 году таких было 45,6% – минимум за историю наблюдений. Однако в 2001 и 2003 годах сторонников неформальных отношений в этой сфере было больше – 59,6 и 66,9%.

Наиболее терпимо граждане относились к «теневой экономике» в 1990 году: 49,5% были убеждены, что она приносит и пользу, и вред, 21% поддерживали, и только 13,5% выступали против. Через 11 лет ситуация изменилась: в 2001 году число сторонников неформальной экономики опустилось до исторического минимума в 2,1%, а противников – выросло до максимума в 49% (нейтральной позиции придерживались 26,7%).

Согласно июньским подсчетам РАНХиГС, на теневом рынке труда в России заняты около 30 млн человек (40,3% экономически активного населения). Из них 8,7 млн человек (11,7%) полностью исключены из официального сегмента, а остальные могут получать часть зарплаты неофициально или иметь дополнительные неформальные заработки.

Москва, Анастасия Смирнова

© 2016, РИА «Новый День»

В рубриках / Метки

Москва, Центр России, Общество, Политика, Россия, Финансы, Экономика, Финансовый кризис,