«Русская карта» и «третья сила»: итоги выборов президента Молдавии не предопределены
Итоги второго тура президентских выборов в Молдавии не предопределены: в кампанию может вмешаться «третья сила» в лице влиятельного олигарха Влада Плахотнюка. При этом, как полагают эксперты, фаворит первого тура – лидер Партии социалистов Игорь Додон, который считается пророссийским кандидатом, может не оказаться выгодным для Москвы.
По итогам первого тура президентский выборов в Молдавии, который завершился 30 октября, Додон набрал 48,5% голосов, но его соперница – единый кандидат от правой оппозиции, лидер партии «Действие и солидарность» Майя Санду, выступающая за евроинтергацию Молдавии, за последние недели почти в полтора раза нарастила поддержку среди избирателей и получила 38,2% голосов. В этой ситуации, как считают эксперты, говорить однозначно о чьей-либо победе во втором туре, который пройдет 13 ноября, сложно. Скорее всего, кандидаты будут идти «ноздря в ноздрю».
Шансы на победу
Генеральный директор Международного фонда содействию культуры, науки и образования «Гуманизм, прогресс и правопорядок» Юрий Нагерняк, выступавший накануне на пресс-конференции в Москве, полагает, что результаты второго тура выборов абсолютно непредсказуемы. «У каждого из кандидатов есть свой резерв, и вопрос заключается в том, кто сможет свой резерв реализовать», – уверен эксперт.
По его словам, Санду пользуется большей поддержкой в молодежной среде, и если она мобилизует этот электорат, то может рассчитывать на серьезную прибавку к тем голосам, которые она получила в первом туре.
В то же время есть резерв и у Додона. «Во-первых, это голоса Чубашенко (кандидата в президенты Молдовы от «Нашей партии») – а это 6%, и ряд регионов, которые традиционно являются пророссийскими. Это и Гагаузия и север Молдавии», – обратил внимание Нагерняк. Он считает, что за счет повышения явки Додон также имеет все шансы получить дополнительные голоса.
Между тем, как полагает декан факультета международных отношений Университета имени Константина Стере Павел Мидриган, мобилизовать ресурсы обоим кандидатам будет не просто.
«Самый большой вопрос, почему молодежь не вышла на выборы. Может, они помнят те меры, которые Майя Санду предприняла по поводу бакалавриата несколько лет назад», – напомнил Мидриган о нововведении Санду на посту министра просвещения в 2014 году, когда за использование шпаргалок на экзамене на получении степени бакалавра студентов стали допускать к пересдаче только на следующий год. В этой ситуации возникает большой вопрос, как поведет себя молодёжь, если будет мобилизована.
С другой стороны, как считает Мидриган, при сохранении нынешних тенденций у лидера Партии социалистов больше шансов на победу. «Игорь Додон набрал немало голосов, даже чуть больше, чем по нашим социологическим опросам. Все вдруг почувствовали, что он мог выиграть в первом туре. Но я не исключаю, что если бы Додон выиграл с первого тура, сегодня бы уже в центре Кишинева начали бы собираться кое-кто, и заговорили бы о фальсификации выборов и о чьей-либо «руке», – предположил эксперт.
Заместитель декана факультета мировой экономики и международных отношений НИУ ВШЭ Андрей Суздальцев уверен, что на втором этапе, кандидаты в президенты Молдовы будут идти «ноздря в ноздрю» и о победе Додона говорить рано.
«Результат не очень четкий. Додон мобилизовал все – те, кто хотел за него голосовать, они пришли и проголосовали. Удивительные итоги – мы видели, что Майя отстает от Додона почти в два раза. Сейчас разрыв сократился в полтора раза», – обратил внимание он.
«Третья сила»
По мнению экспертов, результаты второго тура будут зависеть не только от мобилизации собственных ресурсов кандидатов, но и от административного фактора, который можно считать «третьей силой».
«Помимо двух кандидатов, есть еще третья сила, которая, исходя из своих личных интересов, будет решать, как сохранить свои позиции. Он (административный ресурс) у власти, не у оппозиции», – подчеркнул Мидриган.
Доцент Российского государственного гуманитарного университета, эксперт РСМД Александр Гущин согласен с коллегой. «Административный ресурс не у двух кандидатов, а у господина Плахотнюка (первого вице-спикера парламента Молдовы). Цифры, которые сейчас получены, позволяют ему и, в том числе, западным кураторам наиболее оптимально использовать их. Я бы оценил шансы кандидатов 70% на 30% в пользу Санду», – сказал Гущин. По его словам, влияние Плахотнюка в стране очень велико.
«Русская карта»
Одной из важных особенностей выборов в Молдавии стал геополитический акцент, который может стать главным «фоном» избирательной кампании во втором туре. Как и в США, в Молдавии так же разыгрывается «русская карта».
Суздальцев обратил внимание, что антироссийский вектор на президентских выборах в Молдавии колоссальный. «Смущает, что выборы носят геополитический характер. Это подается как выбор Восток – Запад. Вопрос решается так: что нам дала европейская интеграция и что нам дала Россия. Получается, что страна выбирает не власть, не президента, а поворот – куда двигаться дальше. Это неправильно», – считает Суздальцев.
При этом, как отметил эксперт, в этой ситуации Москва ведет себя пассивно. «Поражает то, что Россия участвует в выборах пассивно: нас используют для того, чтобы решить существующие проблемы или продемонстрировать, что Россия с нами», – подчеркнул Суздальцев.
Мидриган также согласился, что «российский козырь» будет использоваться «на полную катушку». «Канду (председатель парламента Молдавии) и Плахотнюк недавно были в США и они четко сказали, что Россия ведет гибридную войну против Молдовы. Это для того чтобы сказать – господа американцы, делайте ставку на нас, мы поддержим ситуацию», – сказал он.
Эксперты не считают Додона абсолютно пророссийским
Вместе с тем, сейчас рано говорить о том, какую именно политику будут проводить сами кандидаты после выборов и получения поста президента.
«Проще всего сказать, что Додон – пророссийский кандидат, а Санду – проевропейский. Я думаю, что здесь много нюансов. Я бы Игоря Николаевича не воспринимал как абсолютно пророссийского кандидата, несмотря на то, что он артикулирует евразийские ценности, курс в сторону России и экономическое сотрудничество с Россией», – отметил Гущин.
Похожего мнения придерживается и заместитель директора института политических и юридических наук Академии наук Молдовы Виктор Жук. «Я бы сказал, что Майя Санду не является противником Российской Федерации, она больше выступает за прагматичное отношение. Если посмотреть, кто больше выступает – Майя Санду против России или Игорь Додон против Европейского союза, я думаю, что превалирует положение Додона», – пояснил эксперт.
При этом он отметил, что оба кандидата выступают за демонтаж нынешней системы в стране, которая ассоциируется с олигархией и Плахотнюком.
Тем не менее, «третья сила» в лице Плахотнюка, по мнению экспертов, пытается сейчас укрепиться во власти, чтобы иметь возможность противостоять будущему президенту, в случае необходимости.
«Первое, с чем столкнется глава государства – выбор премьера. А на премьера явно лоббируется Плахотнюк. Создается ощущение, что он лоббирует с обеих сторон», – отметил Суздальцев.
Мидриган в свою очередь отметил, что Плахотнюк уже предпринял попытки сблизиться с Санду, хотя она пытается откреститься от него: в ее программе четко озвучена позиция: «против олигархов, против кражи века».
«Она четко озвучила позицию, что одним из главных условий развития Молдовы – избавление от преступной власти. А кто у нас преступная власть – те, которые в парламенте», – добавил эксперт.
Нагреняк согласился, что Санду в последнее время неоднократно заявляла о своей дистанцированности от власти в Молдавии и от Плахотнюка, однако обратил внимание, что вопрос о позиции, которую она может занять после инаугурации, остается открытым.
«Посмотрите на ее электорат, там присутствуют с одной стороны – Мариан Лупу, который высказался в ее поддержку и который представляет партию этого самого Влада (Плахотнюка), а с другой стороны – Андрей Нэстасе, который известен как наиболее непримиримый борец против сегодняшнего режима», – заметил Нагреняк.
В этой ситуации, как считает Мидриган, власть на втором туре будет пытаться «наклонить весы, чтобы сохранить свои позиции».
«Я не исключаю, что, не дожидаясь второго тура, будет назначен новый генеральный прокурор сроком на 7 лет. Роль генеральной прокуратуры с командой имеет большое значение – от них зависит, возбудят против кого-то уголовное дело или нет», – сказал эксперт. Он добавил, что таким образом правящая верхушка сможет хотя бы на время организовать свою защиту.
Победа на выборах Додона, как считает Нагерняк, для России может иметь неоднозначные последствия.
«Россия внутренне ориентируется на Игоря Николаевича (Додона). Но насколько решительно и ответственно он подойдет к вопросу реального изменения дел в Молдавии. Если Игорь Додон, став президентом, продолжит активно выступать за отношения с Россией, но не будет проводить никаких серьезных реформ внутри Молдавии, то это будет работать, во-первых, против него, а во-вторых, против авторитета России. Потому что простой народ смотрит на ситуацию таким образом – есть человек, которого поддерживает Россия, а ситуация при нем не улучшается, а соответственно, кто виноват», – пояснил Нагерняк и добавил, что противники России будут это использовать.
Жук также отметил, что Додон не смог четко сформулировать свою позицию по многим важным для Молдавии вопросам, например, относительно коррупции. При этом кандидат-социалист занял «неоднозначную позицию» по поводу Крыма. «Потому что это сразу же экстраполировалось на существование Приднестровского конфликта», – пояснил он.
Ожидания от выборов завышены
При этом эксперты полагают, что важность президентских выборов в Молдавии переоценена.
«Президент может немного, поскольку по сути Молдавия остается парламентской республикой, и если не будут внесены целый ряд изменений в Конституцию, его функции останутся если не номинальными, то близко к этому. Выбор президента – не решение всех проблем, это отправная точка, с которой может начаться процесс очищения», – считает Нагерняк.
С другой стороны он отметил, что «при известной доле решимости» избранный президент сможет, представив трижды кандидатуру премьер-министра, которая не будет утверждена парламентом, поставить вопрос о досрочных парламентских выборах. «А это то, чего добивается оппозиция в течение долгого времени», – напомнил Нагерняк.
Суздальцев обратил внимание, что Молдова находится в ассоциации с Евросоюзом. «В этом плане, возможность что-то перестроить очень ограничена», – считает он.
Москва, Мария Вяткина
© 2016, РИА «Новый День»