AMP18+

Москва

/

Помощь несырьевым экспортерам РФ эффективна только на словах Парадные отчеты Минэкономразвития документально не подтверждены

Заявленная обширная господдержка малого и среднего бизнеса для развития несырьевого экспорта оказалась неэффективной. Как выяснила Счетная палата России, парадные отчеты Минэкономразвития документально не подтверждены, а действующие механизмы выделения госсубсидий носят коррупционный характер.

Как отметил аудитор Александр Жданьков, центры координации поддержки малого и среднего бизнеса экспортно ориентированных отраслей созданы еще в 2008 году, однако их работа вызывает очень много вопросов. По его словам, фактическое использование средств почти всегда переносится на следующий год, а зачастую и годы. «На момент проверки все еще продолжалось использование центрами средств, выделенных в 2014 году»,– сообщил он.

Среди позитивных изменений аудитор отметил, что в 2015 году получили господдержку 16,5 тысяч экспортно ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). В 2013-2016 годы был значительно усовершенствован порядок конкурсного отбора регионов для предоставления субсидий из федерального бюджета на господдержку МСП, однако система оценки их деятельности со стороны Минэкономразвития несостоятельна, – констатировал Жданьков.

Он обратил внимание, что, по данным Минэкономразвития, в результате предоставления субсидии экспортно ориентированными МСП в 2014 и 2015 гг. создано 4,6 тысячи рабочих мест и 2,3 тысячи рабочих мест соответственно, а 1 рубль поддержки за счет средств федерального бюджета обеспечил прирост выручки субъектов МСП на 119 рублей. «В ходе проверок в ряде регионов, бюджетам которых была предоставлена субсидия, установлено, что указанные данные документально не подтверждены», – сообщил аудитор.

При этом в 2015 году по сравнению с 2014 годом доля малого и среднего бизнеса в общем объеме экспорта несырьевых товаров снизилась на 35%, их экспорт в стоимостном выражении – на 43,1%.

Жданьков отметил, что услуги, оказываемые центрами малым и средним предпринимателям, фрагментарны, дублируются и не обеспечивают всего комплекса востребованных экспортерами мер господдержки, не увязываются с конечным результатом по наращиванию внешнеэкономических связей, увеличения объемов и номенклатуры экспортных поставок.

«Центры, их оказывающие, зачастую привлекают друг друга в качестве подрядчиков. С учетом современного развития информационных ресурсов эффективность проводимых консультаций сомнительна. При этом расходы на аренду помещений, оплату труда, доступ к информационным порталам и базам данных ложатся на плечи государства», – констатировал Жданьков.

Он также добавил, что требования к привлекаемым центрами в качестве подрядчиков организациям и соответственно к качеству выполнения их работ не установлены. При этом качество оказываемых услуг никто не проверяет и удовлетворенность ими конечных получателей никто не оценивает.

В отдельных случаях к оказанию услуг МСП привлекаются аффилированные организации. В частности, руководитель Новосибирской городской торгово-промышленной палаты, на базе которой функционирует региональный интегрированный центр, передал на субподряд оказание услуг малым и средним экспортерам на сумму 1 млн рублей организации, где сам является учредителем.

В Нижегородской области привлеченными подрядчиками не исполнены условия договоров на сумму около 300 тысяч рублей для обеспечения участия в зарубежных мероприятиях необходимого количества малых и средних предприятий, а также их потенциальных иностранных партнеров.

Проверкой установлены многочисленные нарушения порядков предоставления и использования субсидии в Ставропольском крае и Новосибирской области, где в состав комиссии по рассмотрению заявок на получение субсидии входил представитель организации – заявителя – Новосибирской городской торгово-промышленной палаты, что привело к конфликту интересов.

В этой ситуации, как считает аудитор, Минэкономразвития необходимо заново оценить целесообразность такой господдержки. «Надо от данной формы господдержки либо отказаться, либо пересмотреть механизм ее оказания», – сказал Жданьков.

В то же время он обратил внимание, что в настоящее время приоритетным проектом «Системные меры развития международной кооперации и экспорта» планируется развитие региональной инфраструктуры поддержки экспорта на базе Российского экспортного центра.

Москва, Анастасия Смирнова

© 2016, РИА «Новый День»

В рубриках / Метки

Москва, Центр России, Россия, Финансы, Экономика, правительство РФ, Счетная палата РФ, Финансовый кризис,