Счетная палата: Российские регионы неоправданно наращивают долги В числе «лидеров» – Московская, Челябинская и Самарская области
В России сохраняется тенденция увеличения объема государственного долга регионов, что оказывает негативное влияние на устойчивое развитие экономики и социальную стабильность государства. По данным Счетной палаты, многие субъекты РФ неоправданно влезают в долги, причем под более высокие проценты, в то время как значительные бюджетные средства оставались на банковских депозитах.
Как сообщил аудитор Счетной палаты России Андрей Перчян, долговые обязательства регионов на 1 октября составили около 2,3 трлн рублей. В их общем объеме значительную долю составляют коммерческие кредиты: хотя их размер пока сократился до 681 млрд рублей, практика показывает, что значительные заимствования осуществляются в конце года, в результате чего итоговый показатель за 2016 год еще может вырасти.
Перчан обратил внимание, что основными кредиторами регионов в 2014-2015 годах стали Сбербанк и ВТБ. На их долю пришлось от 86,4% до 100% задолженности проверенных регионов.
По словам аудитора, в регионах, в которых проводилась проверка, объем основного долга по банковским кредитам увеличился. «В период с 1 января 2014 по 1 января 2016 года основной долг по кредитам кредитных организаций увеличился: в Самарской области – в 2,7 раза, в Московской – в 1,8 раза, в Челябинской – в 1,3 раза, Саратовской области – в 1,1 раза. Только по Ярославской области объем долга перед банками сократился в 1,2 раза, но этот показатель оказался существенно перекрыт заимствованиями, осуществлёнными в первом полугодии текущего года», – сообщил Перчян.
Проверка показала, что во всех регионах наблюдается значительное увеличение расходов на обслуживание банковских кредитов. В 2015 году больше всего расходы увеличились в Московской области: в 2,7 раза. В 2016 году регионами (кроме Ярославской области) планируется дальнейший рост сумм на обслуживание кредитов.
Аудиторы установили, что в некоторых субъектах РФ в 2014 году было нарушено законодательство. Например, при исполнении бюджета за 2014 год правительством Московской области было допущено превышение предельного объема заимствований более чем на 13 млрд рублей, правительством Челябинской области – более 2 млрд рублей, Ярославской областью на сумму 48,5 млн рублей.
Самарской областью в 2014 году были запланированы и привлечены банковские кредиты в сумме 4 млрд рублей на финансирование временных кассовых разрывов, что также является несоблюдением требований бюджетного законодательства. Аналогичные кредиты планировались на 2015 и 2016 годы.
Как отметил аудитор, в ряде случаев операции, связанные с получением и погашением банковских кредитов, проводились регионами необоснованно и несвоевременно. Деньги привлекались при наличии значительных остатков средств на лицевом счете регионального бюджета, а также в те периоды, когда значительные объемы временно свободных средств регионального бюджета размещались на банковских депозитах.
Например, в период привлечения Самарской областью кредитов Сбербанка общей суммой 4 млрд рублей (привлечены 6 июня, погашены 22 июля 2014 года) остаток средств на лицевом счете бюджета составлял 4,3 млрд рублей. Кроме того, на депозитах были размещены средства областного бюджета в объемах от 100 млн до 4,9 млрд рублей. При этом за использование кредитов Сбербанка региональный бюджет заплатил около 156 млн рублей.
Также Московской областью в декабре 2014 года привлечены кредиты в сумме 40 млрд рублей. Хотя остатки средств областного бюджета составляли тогда от 11,8 млрд рублей до 60,7 млрд рублей, и порядка 23 млрд рублей временно свободных средств бюджета области были размещены на банковских депозитах. Аналогичная ситуация имела место и в 2015 году. За пользование кредитами Московской областью только в декабре 2014 и декабре 2015 годов было уплачено около 230 млн рублей.
В отдельных случаях банковские кредиты привлекались незадолго до получения кредитов из федерального бюджета, а средства бюджетных кредитов направлялись на погашение банковских кредитов, привлеченных накануне.
Также выявлены случаи привлечения бюджетных кредитов в периоды, когда на банковских депозитах были размещены временно свободные средства регионального бюджета, значительно превышавшие объемы заимствований. Так, Самарской области 6 мая 2015 года был предоставлен кредит из федерального бюджета для частичного покрытия дефицита областного бюджета в сумме 1 млрд рублей. При этом в мае 2015 года остатки на лицевом счете регионального бюджета составляли не менее 7 млрд рублей, а остаток временно свободных средств, размещенных на банковских депозитах, составлял не менее 1,8 млрд рублей.
Кроме того, как сообщил аудитор, зафиксированы случаи размещения временно свободных средств регионального бюджета на банковских депозитах по ставкам ниже процентных ставок банковских кредитов, привлеченных накануне. Например, Самарской областью 30 сентября 2014 года привлечены кредиты по ставке 10,45 -10,75% годовых на общую сумму 3,05 млрд рублей, а 1 октября на банковских депозитах размещены временно свободные средства бюджета по ставке 9,16-9,93% годовых общей суммой 2 млрд рублей. Также Московской областью 4 декабря 2015 года средства бюджета на сумму 16 млрд рублей размещены в Сбербанке на 24 дня по ставке 11,5% годовых, а на следующий операционный день – 7 декабря были привлечены кредиты Сбербанка на сумму 7 млрд рублей под 11,58% годовых.
Регионами также допускалось досрочное погашение банковских кредитов и привлечение новых кредитов по более высокой ставке. Такие случаи были выявлены в Ярославской области, когда в январе 2015 года из средств бюджетного кредита досрочно погашены банковские кредиты по ставке 7,88% годовых и спустя 4 дня привлечены новые банковские кредиты уже под 13,6% годовых. Также в июне 2015 года за счет бюджетного кредита были досрочно погашены кредиты по ставке 9,2% годовых, а новые заимствования были привлечены под 13,5% годовых. Аналогичная история была зафиксирована в Челябинской области.
Проверка Счетной палаты также показала, что в ряде случаев сведения о долговых обязательствах регионах, указанные в обращениях в Минфин РФ, не соответствуют фактически погашенным долговым обязательствам за счет предоставленных бюджетных кредитов.
В этой ситуации Счетная палата рекомендовала пересмотреть для регионов правила привлечения бюджетных и коммерческих кредитов, а также ввести запрет на размещение бюджетных средств на банковских депозитах при наличии задолженности.
Москва, Анастасия Смирнова
© 2016, РИА «Новый День»