Обвиняемый по делу Норд-Оста Хасан Закаев: Я ничего не знал о планах террористов «Они сказали, что я выгляжу как русский, но не доплатили»
Стали известны новые подробности соучастия Хасана Закаева в организации теракта и захвата заложников в Театральном центре на Дубровке. В суде обвиняемый в пособничестве террористам заявил, что не знал для чего перевозил оружие в Москву, и за эту «работу», к которой он был привлечен из-за того, что он выглядел как русский, ему недоплатили.
«За первую поездку в 2001 году мне обещали 800 долларов, а заплатили только 400. В 2002 году за поездку из Назрани я получил где-то 1,2-1,4 тысячи долларов, потом мы возили оружие из Воронежа, это недалеко, и выплаты снизились. Всего я получил сумму примерно между тремя и четырьмя тысячами долларов», – сообщил Закаев в Московском окружном военном суде, где проходит процесс, передает РИА «Новости».
По словам обвиняемого, он только догадывался, что перевозит именно оружие.
«Мне предложили за деньги перевезти машину с грузом, дав понять, что груз необычный. Я очень нуждался в деньгах, нужно было покупать лекарства для матери, мы все жили в лагере для беженцев и не имели источника дохода. В то время в Чечне торговали только машинами, едой и оружием. Огнестрельное оружие не есть что-то чуждое для нашего народа, поэтому если не наркотики, то я предположил, что это именно оружие», – пояснил он.
Закаев также заявил, что участвовал только в транспортировке груза и не был посвящен в дела своих «нанимателей».
«В моем присутствии планы совершения терактов не обсуждались. О подготовке взрывов и женщин-смертниц я не знал. Я не знал о планах преступного сообщества и не принимал участия в его деятельности, не получал и не выполнял поручения», – сказал подсудимый.
Он также рассказал, что к «работе» его привлекли из-за его внешности.
«Они сказали, что я выгляжу, как русский, и лучше говорю по-русски. Когда я ехал за рулем, меня реже останавливали, поэтому мы менялись, и я садился за руль перед постами ГАИ», – сообщил Закаев и добавил, что его отправили на переговоры о покупке машины, так как ее хозяйка «недоверчиво относилась к кавказцам».
Когда в СМИ появилась информация о терактах, по словам Закаева, он даже не подумал о том, что может быть к этому как-то причастен, но потом увидел сюжеты о задержании своих знакомых. «Я попытался связаться с Дудаевым и не смог. Именно тогда я понял, к чему оказался причастен, и уехал в Баку», – отметил Закаев.
Напомним, по версии следствия, обвиняемый входил в организованное преступное сообщество, которое возглавлял Шамиль Басаев, и оказывал пособничество в подготовке теракта на Дубровке и захвате заложников в театральном центре. Также он обвиняется в организации транспортировки в Москву оружия и самодельных взрывных устройств, которые были использованы террористами.
Закаев находился в розыске и был задержан летом 2014 года при попытке въехать в Крым с территории Украины по поддельным документам. После его ареста дело о теракте на Дубровке было возобновлено, и в декабре 2015 года направлено в Московский окружной военный суд, однако там его практически сразу вернули в прокуратуру, так как не удалось надлежащим образом уведомить об окончании следствия всех потерпевших.
22 ноября 2016 года в ходе слушаний по существу в МОВС после оглашения прокурором обвинительного заключения Закаев заявил, что признает свою вину.
Теракт произошел 23-26 октября 2002 года в Москве здании дома культуры во время мюзикла «Норд-Ост». Группа вооруженных боевиков (около 40 человек) во главе с Мовсаром Бараевым захватила и удерживала 916 заложников.
В результате спецоперации, проведенной утром 26 октября, большая часть заложников была освобождена, а боевики, захватившие заложников, были уничтожены.
Шестерых соучастников захвата суд ранее уже приговорил к длительным срокам заключения. В международном розыске до сих пор находится Герихан Дудаев. Организатор теракта Шамиль Басаев был уничтожен в Ингушетиии в июле 2004 года.
По официальным данным, в результате теракта погибли 130 человек. По утверждению общественной организации «Норд-Ост», жертвами стали 174 человека. Сообщалось, что 120 освобожденных заложников умерли в больнице. По некоторым данным, они отравились газом, который сотрудники спецслужб якобы распылили во время штурма
Москва, Мария Вяткина
© 2016, РИА «Новый День»