AMP18+

Москва

/

Эрдоган пытается усидеть на двух стульях: возможен новый конфликт с Москвой Российские эксперты оценили перспективы отношений России и Турции

Разногласия, которые остаются в политических интересах России и Турции на Ближнем Востоке, в скором времени могут привести к очередному кризису Москвы и Анкары. Несмотря на очевидные негласные договоренности лидеров двух государств, продуктивное сотрудничество может оказаться вновь под большим вопросом. Такое мнение, как передает корреспондент РИА «Новый День», высказали сегодня российские эксперты на пресс-конференции в Москве.

Как считает директор Центра изучения современной Турции Института востоковедения РАН Амур Гаджиев, непостоянство и невнятная риторика турецкого руководства является следствием того, что Анкара в определённой степени пытается «усидеть на двух стульях сразу».

«Турция – региональная держава, у которой есть свои региональные цели, амбиции. В какой-то мере она хочет вести свою собственную самостоятельную внешнюю политику. В этой связи она будет лавировать между ключевыми игроками мировой политики: между Соединёнными штатами, Евросоюзом, Россией, Китаем», – констатировал Гаджиев.

Эксперт Центра изучения Центральной Азии и Кавказа Института востоковедения РАН Андрей Арешев также отметил, что высказывания и действия турецких властей, в том числе президента страны Реджепа Тайипа Эрдогана, особенно по сирийскому вопросу, носят несколько хаотичный и противоречивый характер.

«Мы можем понять, почему они противоречивые. Да, есть стремление откликнуться на мнение тех, кто симпатизирует сирийской вооруженной оппозиции в самой Турции, и мы знаем, что были некоторые призывы на этот счет, после которых и последовало это известное заявление Эрдогана на межпарламентской иерусалимской платформе», – напомнил эксперт недавнее заявление турецкого лидера о том, что его цель в Сирии – свержение правительства Башара Асада, поддержку которому оказывает российская сторона.

Арешев отметил, что Москву удовлетворило решение Эрдогана «взять свои слова обратно», однако отметил, что это не единственный тревожный звонок.

«Вчера стало известно, что Турция вместе Катаром, Саудовской Аравией, ОАЭ выступила за экстренное рассмотрение сирийского вопроса, в частности, ситуации вокруг Алеппо на заседании Генеральной ассамблеи ООН, практически солидаризировавшись с западными странами – с Германией, Францией, Италией, которые также считают, что там имеет место гуманитарная катастрофа, и используют это для давления на Дамаск и на Россию», – обратил внимание эксперт.

В этой связи Арешев подчеркнул, что российско-турецкое взаимодействие также не согласуются с участием Турции в формальных и неформальных альянсах, которые, начиная с 2011 года, были направлены на смену режима в Сирии, против чего, как известно, выступает Москва.

«Очевидно, что Турция является членом формальных и неформальных союзов. Так или иначе, если турецкая территория будет меньше использоваться в качестве транзитной территории для так называемой оппозиции в Сирии, то от этого мы понимаем, кто проигрывает. Для России это важно – российские ВКС ведут контртеррористическую операцию в Сирии», – отметил эксперт.

Эксперты обратили внимание, что сирийский вопрос – не единственная тема, где существуют серьезные разногласия Москвы и Анкары. В частности, как напомнил Гаджиев, Турция отказывается признавать Крым частью России.

«В Турции проживает порядка 5 млн крымских татар. Она не может заявить, что полностью согласна с Россией и поддерживает Москву по поводу воссоединения Крыма в тех условиях, в которых в настоящем находятся крымские татары», – отметил Гаджиев.

С другой стороны, Арешев обратил внимание на то, что Турция связана с Западом и ЕС рядом соглашений и не может идти «против течения». По его словам, об этом же свидетельствует и экономические связи: российские проекты с Турцией – атомная станция «Аккую» и газопровод «Турецкий поток» – все-таки не перевешивают торгово-экономический оборот Анкары с Европой и США.

«Турецкий парламент одобрил два дня назад (соглашение по Турецкому потоку), но там еще президент должен еще подписать, конечно же, это будет предметом торга», – уверен эксперт. При этом он также отметил, что контакты по линии Генеральных штабов двух стран по сирийскому вопросу – еще не говорят о том, что Турция решила поддерживать курс России на Ближнем Востоке.

«Когда мы говорим, о российско-турецких контактах по линии начальников Генеральных штабов, по линии турецко-американской нет таких контактов? – Есть! И они не самый поверхностный характер носят», – сказал Арешев и высказал мнение, что в этих условиях противостояние по сирийскому вопросу будет продолжаться.

Он также добавил, что у Анкары в сирийском вопросе есть собственный интерес в регионе. «Турция очень серьезно в течение последних нескольких лет вложилась в то, что происходит в Сирии и приобрела достаточно серьезные дивиденды. Могу сослаться на свидетельства одного американского автора, который недавно побывал в бывшем сирийском промышленном районе, где работало более 1000 текстильных и промышленных фабрик. Так вот, они были все разграблены в 2011, в 2012, в 2013 году. Их оборудование было вывезено. Куда? Естественно, в Турцию. То есть у них был и серьезный материальный интерес», – констатировал Арешев.

Как считает руководитель политического направления Центра изучения современной Турции Юрий Мавашев, эти политические противоречия, в конечном итоге и помешают экономическому сотрудничеству России и Турции. «Нельзя разделять экономику и политику», – считает эксперт.

Со своей стороны Арешев высказал опасение, что если страны не придут к консенсусу по вопросам, связанным с Ближневосточной проблемой, Сирией, то это Россию и Турцию «в очередной раз разведет».

«Мне бы не хотелось, чтобы этот сценарий осуществился, но мне кажется, что предпосылки к его воспроизводству, безусловно, есть», – считает Арешев.

Между тем Гаджиев отметил, что хотя Турция, безусловно, «неоднозначный и сложный игрок», России необходимо грамотно выстроить с ней отношения.

«Взаимодействие с Турцией для России необходимо с учетом того влияния, которое она имеет и с учетом ее амбиций в регионе», – уверен Гаджиев. Эксперт также обратил внимание, что определенный консенсус в решении сирийского вопроса у стран все-таки есть, хотя о нем и публично не сообщается.

«Не зря даже этот самый «Щит Евфрата» (военная операция турецкой армии, якобы направленная против действий террористических организаций на сирийской территории) начался только после того, как пошла нормализация в российско-турецких отношениях», – обратил внимание Гаджиев. Он напомнил, что Москва очень сдержанно отнеслась к вооруженному вторжению Анкары на территорию своего союзника.

Как отметил Арешев, несмотря на обостренные многими политическими вопросами отношения между Россией и Турцией, он возлагает надежды на некую благодарность Эрдогана после попытки военного переворота в июле этого года.

«Я надеюсь, что события 2015 года и, в частности, события неудавшегося путча, где Россия, насколько мы можем понимать, сыграла все-таки вескую роль, официально это никто не подтвердит, но об этом писали разные источники, что это приведет к укреплению доверительности в российско-турецком диалоге», – сказал эксперт.

Москва, Мария Вяткина

© 2016, РИА «Новый День»

В рубриках / Метки

Москва, Центр России, В мире, Политика, Россия, Сирия, Турция,