AMP18+

Москва

/

Россия живет на мине замедленного действия: рвануть может в 2017 году

image

Снижение протестной активности в России не должно обнадеживать руководство страны: «разруливая» первоочередные проблемы, Центр не создает механизм для их автоматического разрешения в будущем, а, наоборот, закладывает мину. Об этом говорится в очередном докладе экспертов Комитета гражданских инициатив.

В исследовании отмечается, что общая картина социально-экономической и политической нестабильности на 1 июля 2016 года выглядит не хуже, а в чем-то даже лучше, чем полгода назад. «Причин тому несколько, в их числе: некоторое улучшение ситуации с промышленным производством в экономической группе; недоучет заметного ухудшения политического дизайна по результатам выборов 18 сентября; относительное снижение протестной активности со спадом волны массовых протестов дальнобойщиков и отсутствием роста политических протестов», – говорится в докладе, который подготовили доцент департамента политической науки НИУ ВШЭ Александр Кынев, профессор факультета социальных наук НИУ ВШЭ Николай Петров и доцент факультета социальных наук НИУ ВШЭ Алексей Титков.

Как считают эксперты, в данной ситуации можно говорить не о разрешении порождающих нестабильность проблем, а об откладывании их обострения, которое по результатам следующего замера мониторинга проявится уже на 1 января 2017 года.

По оценке политологов, «уже в ближайшее время следует ожидать залпового, отчасти отложенного, ухудшения политического дизайна на местах, связанного с началом нового электорального цикла».

«В большинстве регионов по итогам сентябрьских выборов заметно снизилась конкурентность, измеряемая эффективным числом партий/кандидатов на выборах, уменьшилась представленность оппозиции в Законодательных собраниях (ЗС) и самостоятельность самих ЗС», – говорится в докладе.

По мнению авторов исследования, одним из рисков остается экономическая ситуация. Хотя спад промышленного производства в основном закончился, чуть более 20 регионов демонстрируют отрицательную динамику, темпы спада зарплат тоже уменьшились, все идет к «около нуля», все начнется с 2017-го.

Эксперты отмечают, что по сравнению с пиком, который пришелся на второе полугодие 2015 года, протестная активность сократилась, однако остается высокой. «Суммарное снижение протестной активности произошло за счет организованных протестов мелких предпринимателей (дальнобойщиков) и наемных рабочих. При этом по таким направлениям, как городская среда, транспорт и экология наблюдается заметный рост, а по местной политике, социальным гарантиям (пенсиям, пособиям), жилью и коммунальным услугам уровень сохраняется или несколько растет», – констатируют эксперты.

Политологи обратили внимание, что при некотором снижении уровня протестов в основных традиционных центрах таких, как столицы и крупнейшие города, наблюдается постепенный рост в регионах, ранее не отличавшихся заметной активностью.

«В оценках за второе полугодие 2016 г. можно ожидать дальнейшего роста протестной активности по городской, социальной и жилищной проблематике и роста политической активности в связи с осенними выборами», – говорится в докладе.

Комментируя вмешательство Центра в решение проблем в регионах, политологи отмечают, что это происходит все более активно и по принципу замещения кнутом пряника.

«Центр купирует конфликты, принуждая региональные элиты к миру или силовым методом, ослабляя какие-то из них. В ряде случаев, как например, в Коми, такое вмешательство призвано решать проблемы федеральные, а не региональные, и на уровне региона контрпродуктивно. В конечном итоге результатом вмешательства является примитивизация политического дизайна регионов, а не усложнение, необходимое для повышения устойчивости в ситуации нарастающих экономических проблем. В результате, «разруливая» первоочередные проблемы, Центр не создает механизм для их автоматического разрешения в будущем, а, наоборот, закладывает мину», – считают авторы доклада.

В числе наиболее проблемных регионов, где может рвануть, политологи называют Саратовскую, Челябинскую, Пензенскую, Ярославскую, Самарскую и Ульяновскую области, а также Алтайский, Краснодарский края и Москву, где сохраняются повышенная экономическая и политическая напряженность.

Москва, Анастасия Смирнова

© 2016, РИА «Новый День»

В рубриках / Метки

Москва, Центр России, Общество, Политика, Россия, Политический кризис,