Риски для губернаторов возрастают: на фоне приближения президентских выборов возможны яркие отставки
Приближение президентских выборов в России усиливает риски для глав регионов: накануне главной избирательной кампании возможны яркие и неожиданные кадровые решения, в том числе на фоне активности силовиков. Об этом, как передает корреспондент РИА «Новый День», свидетельствует выводы экспертов фонда «Петербургская политика» и «Минченко-консалтинг», представивших сегодня обновленный рейтинг «выживаемости» губернаторов.
Как отмечается в исследовании, вопреки распространенным ожиданиям, выборы в Госдуму не стали ключевым тестом на политическую выживаемость губернаторов. Сейчас федеральная власть пытается выстроить новую повестку для следующей президентской каденции, от этого напрямую зависит и кадровая политика. По оценке экспертов, в этой ситуации полученные электоральные результаты, а также недавнее прохождение через выборы не являются гарантией сохранения в должности глав регионов.
«С точки зрения последствий выборов для судьбы губернаторов более значимыми являются не конкретные проценты и количество избранных депутатов разного уровня, а влияние кампании на внутриэлитные балансы в регионах и социально-политические последствия (в том числе и уровень удовлетворенности отдельных групп населения их итогами)», – говорится в докладе.
Как считают эксперты, в настоящее время на первый план выдвигаются несколько иные, чем ранее критерии, влияющие на аппаратную выживаемость. В частности, необходимо учитывать технические факторы, обусловленные необходимостью принятия решений по губернаторам, срок полномочия которых приближается к концу. В 2017 году речь идет о главах Адыгеи, Бурятии, Карелии, Мордовии, Пермского края, Саратовской, Свердловской областей. По разным причинам они не смогли или не захотели добиться проведения в регионе досрочных выборов, что ставит под сомнение наличие электорального потенциала у большинства из них.
По оценке экспертов, в этих регионах некоторые руководители имеют слабые позиции, и многие получили «двойки» по 5-балльной шкале, что означает их низкую «выживаемость» на посту.
В частности, «двоечником» стал глава Бурятии Вячеслав Наговицын. Его республика долгие годы остается относительно периферийной для федеральной власти, однако многочисленные конфликты с местными элитами могут оказаться в центре внимания вследствие необходимости принять кадровое решение из-за окончания срока полномочий.
В сложной ситуации находится также пермский губернатор Виктор Басаргин, получивший в рейтинге «двойку с плюсом». Эксперты отмечают, что вторая смена политической команды в течение года создает впечатление отсутствия понятной стратегии. По мере приближения конца полномочий будут попытки актуализировать темы слабого политического контроля, дезорганизации управления, внутриэлитного раскола, многочисленных уголовных дел в отношении сотрудников. При этом силовыми структурами неоднозначно воспринимается союз губернатора с пермской городской группировкой.
Глава Саратовской области Валерий Радаев также получил от экспертов «двойку с плюсом» (в прошлом рейтинге было «3+») за дефицит политической субъектности, что делает его уязвимой фигурой для оппонентов и снижает ценность для сторонников.
Против свердловского губернатора Евгения Куйвашева, выживаемость которого эксперты оценили также на «двойку с плюсом» (было «3»), играет несколько факторов. «Близкий срок окончания полномочий ставит вопрос об избираемости на конкурентных выборах с учетом дефицита харизмы и низкой популярности. Решение возглавить областное правительство может притягивать электоральные риски», – говорится в докладе.
В то же время не гарантируют сохранение поста более прочные позиции главы Адыгеи Аслана Тхакушинова, который получил твердую «тройку». Как полагают эксперты, близкий срок полномочий требует от федеральной власти принятия оперативного решения, которое с учетом относительной периферийности республики для Центра может носить спонтанный характер.
Помимо технического фактора, как говорится в докладе, на «выживаемости» глав регионов могут сказаться символические критерии, связанные с возможным стремлением нового руководства администрации президента (АП) продемонстрировать свои политические возможности и реализовать на региональном уровне намерения по рестайлингу внутриполитических подходов. Как следствие, в зону риска попадают исторически важные для Центра регионы, а также главы территорий, вокруг которых в последние годы создавался негативный медийный шлейф.
В этом отношении наибольшие риски у главы Нижегородской области Валерия Шанцева, уровень выживаемости которого снизился с «тройки с плюсом» до «двойки». Против него играет затяжной конфликт вокруг контроля над Нижним Новгородом, который стал серьезной пробоиной в имидже «всесильного» губернатора. При этом традиционно высокой остается неопределенность вокруг стратегий нынешних и бывших руководителей полпредства в отношении региона, отмечается в докладе.
Также в зоне низкой «выживаемости» глава Самарской области Николай Меркушин, оценка в рейтинге которого резко упала с «4-» до «2+», и псковский губернатор Андрей Турчак, который вновь получил «двойку с плюсом».
Эксперты обращают внимание, что рейтинг Меркушина уводит в минус его публичная сверхактивность, которая вызывает раздражение элит разных уровней на фоне проблем вокруг легитимности голосования по выборам в Госдуму. Псковская область может оказаться удобной площадкой для демонстрации перезагрузки отношений власти и оппозиции через замену наиболее спорных с точки зрения публичного имиджа персон с учетом относительно низкой мотивации Турчака к продолжению карьеры в регионе.
Как считают эксперты, помимо прочего возможна интрига вокруг значимости самих губернаторских выборов. Поступившие в начале декабря сигналы о возможном делении губернаторов на три «списка» с учетом результатов их работы свидетельствуют о сохранении прежней практики на «довыборное» решение ключевых кадровых вопросов.
При этом авторы доклада обращают внимание, что приближение выборов президента (которые, судя по утечкам в СМИ, планируется провести при более высокой явке и политической мобилизации) может мотивировать федеральную власть на демонстрацию сильных шагов и при отставках глав регионов, и при стимулировании яркости и конкурентности губернаторских кампаний, позволяющих вплоть до осени 2017 заполнять повестку яркими региональными кейсами. В этой связи, как полагают эксперты, узнаваемым широкой аудиторией примером могла бы стать Свердловская область.
В качестве интересного хода может быть использовано назначение технических исполняющих полномочия губернаторов, чтобы губернатор, срок полномочий которого истек, вынужден был принимать участие в выборах на общих основаниях, отмечают эксперты. По их оценке, возможна также постановка вопроса об осмысленности практики предоставления губернаторских постов представителям оппозиционных партий – конституционное большинство «Единой России» снижает необходимость в этом. Тем более что партийный губернатор Орловской области Вадим Потомский (КПРФ) теряет позиции: если в прошлом рейтинге он получил «тройку», то сейчас у него твердая «двойка». Критики позиционируют Потомского как эксцентричную и импульсивную фигуру, предпочитающую работать в конфликтной повестке дня. Против него, как и главы Смоленской области Алексея Островского (ЛДПР), который в нынешнем рейтинге получит «тройку», может сыграть исчерпанность ресурса модели «коалиционных губернаторов». Как отмечают эксперты, дефицит позитивной динамики на Смоленщине не позволил создать полноценную историю успеха, сделав Островского уязвимой для критики фигурой и заложником жизнеспособности конфигурации с оппозиционными губернаторами.
Возможные будущие кадровые решения в губернаторском корпусе также могут исходить из заявленных приоритетов усиления внимания к экономическим результатам работы глав регионов, и в связи с расширением практики перевода региональных руководителей на федеральные должности, которые часто не могут быть однозначно интерпретированы как повышение или понижение.
Одним из существенных аспектов является замена глав регионов по «антикоррупционным» основаниям, как это произошло в Коми, Кировской области и Сахалине. Также при кадровых решения могут учитываться атаки на губернаторов с помощью уголовных дел в отношении их заместителей и членов региональных правительств.
«Эта линия может развиваться автономно, вне прямой зависимости от результатов работы губернаторов на других участках», – говорится в докладе. При этом эксперты отмечают, что сокращение распределяемых ресурсов обостряет конкуренцию за более богатые регионы, в то время как антикоррупционная активность силовых структур делает еще более низкой мотивацию региональных и федеральных политиков на борьбу за посты в депрессивных территориях.
Стоит отметить, что с момента публикации предыдущего рейтинга 26 ноября 2015 года были заменены 2 из 3 губернаторов с оценкой «2». Это Владимир Груздев (Тульская область) и Андрей Шевелев (Тверская область).
Кроме того, своих постов лишились Сергей Ястребов (оценка в рейтинге «3-», Ярославская область), Константин Ильковский («3», Забайкальский край), Никита Белых («4-», Кировская область). На пост полпреда в Северо-Западном федеральном округе был переведен Николай Цуканов («4», Калининградская область). В феврале 2016 года скончался глава Северной Осетии Тамерлан Агузаров (оценка «4»–, в комментарии к рейтингу авторы указывали на проблемы с состоянием здоровья).
Москва, Анастасия Смирнова
© 2016, РИА «Новый День»