Обратная сторона московских дорог: как из столицы выживают автомобилистов
Московские власти продолжают выживать из центра столицы автотранспорт. Доказательства этому уже видны невооруженным взглядом: в мегаполисе, который и без того «славится» пробками, во время реконструкции сужают проезжую часть и увеличивают тротуары, количество парковочных мест уже сокращено в разы, при этом стоянка теперь практически везде платная.
Волей-неволей задумаешься воспользоваться общественным транспортом или услугами каршеринговых компаний, развитие которых открыто лоббирует столичное правительство. Чтобы поставить жирную точку в этой проблеме, властям осталось сделать платным въезд в центр города.
Платный въезд в центр – это не сказка
Развернувшая в центре Москвы масштабная реконструкция улиц, которые буквально утонули в зелено-белых ограждениях, красно-белых бордюрах и знаках «Объезд», «Ведутся дорожные работы», не оставила равнодушными столичных автолюбителей – довольных ситуацией, судя по всему, нужно искать наверное только среди чиновников мэрии, которые активно и успешно изощряются в том, как сделать жизнь москвичей невыносимой.
Подавляющее большинство автомобилистов считают, что личный транспорт из Москвы планомерно выживают. В центре города сейчас можно только «тащиться» в пробке в окружении строительной техники, или ехать без возможности остановиться. Парковки стали дорогостоящим дефицитом, при этом практически везде эвакуаторы и знаки «Остановка запрещена», – результат «модернизации парковочного пространства».
Программа реконструкции центра столицы привела к тому, что на знаменитые московские дорожные заторы теперь можно нарваться даже ночью. Один из наглядных примеров широченный Зубовский бульвар. «Там оставили одну полосу, мы 40 минут посреди ночи простояли в пробке. При этом они как бы везде делают ремонт, но как таковой работы не ведется. Когда подъезжаешь, видишь, 1-2 человека что-то возятся и все», – рассказал один из автолюбителей.
Еще одной проблемой стало то, что разметку на перекрестках и съездах, своеобразные «островки безопасности», которые позволяли водителям перестроиться при движении, теперь огораживают бордюром. «Это движению только мешает. Если водитель немного ошибся, он уже не сможет перестроиться. Зимой, когда скользко, все буду бить колеса об эти бордюры. Все эти съезды-заезды делают узкие, малейшее ДТП – все, никто не объедет и не проедет, все будут стоять ждать по 2-3 часа», – возмущаются автомобилисты.
При этом нельзя сказать, что москвичи молчаливо терпят «собянинскую перестройку», но о массовом уличном протесте речь не идет – недовольство выливается в социальные сети.
«Доброе утро ... 5.50... Вот до чего доводит расширение тротуаров и сужение дорог ... одна авария парализует сейчас всю Пятницкую ...и где все объезжают...? по велосипедным дорожкам !;)» – поделилась в «Фейсбуке»* Anna Kulakova. И подобных свидетельств многое множество.
Тротуарный захват
Проехав или прогулявшись пешком по центру Москвы, можно легко убедиться, что проезжая часть планомерно сужается при одновременном расширении зон для пешеходов. Эта ситуация может нести в себе очевидную выгоду для владельцев ресторанов и кафе, которые теперь могут использовать «зачищенное» от машин место под уличные веранды. С другой стороны, многие бутики, магазины, аптеки и заведения общепита явно теряют клиентов, которым теперь стало практически невозможно запросто подъехать туда на машине, а парковка находится на значительном отдалении.
Одновременно уже отмечалась тенденция, что многие владельцы магазинов и ресторанов «бегут» с ремонтируемых улиц из-за оттока клиентов, которые не хотят проходить через строительные леса, чтобы выпить чашечку кофе или совершить покупку.
Как сообщал РИА «Новый День», по прогнозам экспертов, к концу первого полугодия 2017 года из 129 тысяч квадратных метров торговых площадей опустеет 27 тысяч, то есть 20,3%. В 2016 году арендаторы попытались пролоббировать в договорах пункт, предусматривающий скидку до 40% в месяц или чистый процент от товарооборота во время ремонтных работ или даже «арендные каникулы». Однако собственники не были готовы идти на такие компромиссы.
Очевидно, что сложившаяся ситуация способствует переделу столичного бизнес-пространства, как это произошло в результате «ночей длинных ковшей», а выгодополучателями по традиции могут оказаться вполне определенные предприниматели, дружественные столичным чиновникам.
Московские власти расчищают дорогу новому бизнесу
Последние действия столичных властей наглядно демонстрируют, что есть, как минимум, одна известная сторона, которая явно выигрывает от сложившейся ситуации, – каршеринговые компании. Сейчас их в Москве уже пять.
Каршеринг – вид краткосрочной аренды автомобиля с поминутной или почасовой оплатой. Сервис предполагает возможность вернуть автомобиль в любом из пунктов обслуживания.
Этот вид бизнеса получил безусловную поддержку со стороны столичных властей, что наталкивает на предположения о личной заинтересованности руководителей Москвы, которые и привели в столицу кашеринговые компании. Для них создаются очень благоприятные условия, им отдаются парковочные места и предоставляются всевозможные льготы, а автолюбителям, воспользовавшимся этим сервисом, обещают даже скидки на оплату штрафов. На прошлой неделе мэр Москвы Сергей Собянин заявил о готовности оказать им финансовую поддержку из бюджета для развития и покупки новых автомобилей.
В этой ситуации совершенно не случайно Москва занимает первое место в мире по динамике роста автопарка каршеринга. Вполне осязаемая «рука рынка» в лице столичной мэрии делает для этого все возможное. Легко предположить: дальше – будет еще больше на фоне вытеснения московских автомобилистов из центра столицы.
(Анти?)утопия: город без машин
Большинство московских автомобилистов уже давно пришли к выводу, что столичные власти всеми способами выгоняют их из центра города. Эта тема регулярно обсуждается и за рулем, и не только. Многие уже отказались от поездок на личном авто, потому что стало ужасно и невыносимо, другие – продолжают упорно ездить, проклиная в сердцах власти в ожидании новых дорожных проектов чиновников.
Периодически всплывают истории, как во время поездок со знакомыми высокопоставленными представителями власти регулярно звучат предупреждения – въезд в центр Москвы действительно сделают платным по примеру европейских городов.
Столичным властям для обоснования этого нововведения есть что сказать москвичам. В Мадриде, например, по центральным улицам ездить на авто можно только жителям этих улиц, штраф для нарушителей – €100. В Париже за последние 16 лет число автомобилистов уже снизилось на 20%. К 2020 году мэр французской столицы планирует удвоить число велосипедных дорожек, запретить дизельные двигатели и некоторые улицы сделать доступными только для электротранспорта. В Лондоне въезд в центр города платный и составляет 12 фунтов в день – около 600 рублей.
Если верить циркулирующим слухам, в Москве такая перспектива вероятна после выборов 2018 года, когда нынешний столичный градоначальник вслед за президентом РФ Владимиром Путиным сохранят за собой свои посты.
Москва, Мария Вяткина, Анастасия Смирнова
* Продукты компании Meta, признанной экстремистской организацией, заблокированы в РФ.
© 2017, РИА «Новый День»