«Мусорная мина» в Подмосковье: социальный взрыв и крест на переработке отходов
Решение о строительстве мусоросжигательных заводов в Московской области ставит крест на создании отрасли переработки бытовых отходов и провоцирует социальный взрыв – местные жители выражают крайнее недовольство планами властей. Между тем, как говорят чиновники, через два года мусор придется «есть», если сейчас не начать строить комплексы по его сжиганию.
Председатель ассоциации «Мусорщики Москвы» Лазарь Шубов, выступая на специальном заседании Совета по правам человека, посвященном проблеме утилизации отходов, обратил внимание, что для правительства РФ и подмосковных властей вопрос постройки мусоросжигательных заводов уже решен. Однако, по его словам, чиновники не учитывают опыт европейских стран, который уже давно показал, что решить проблему полигонов твердых бытовых отходов «только путем строительства заводов» – невозможно.
«Не учитываются большие затраты, экологические риски и, самое главное, весьма ограниченный срок службы – 25 лет. А по данным практики Москвы, и мы должны ориентироваться на нее, – 15-20 лет. Вырисовывается очень выгодная бизнесу гонка строительства мусоросжигательных заводов, которая совершенно не нужна ни государству, ни налогоплательщикам», – заявил Шубов.
С его точки зрения, бюджетные средства следует вкладывать не в «тотальное строительство мусоросжигательных заводов». По его мнению, следует создать федеральную стратегию утилизации бытовых отходов, которой в настоящий момент нет.
Министр экологии и природопользования Московской области Александр Коган, однако, со своей стороны отметил, что экологическая обстановка в регионе в критическом состоянии и сжигать мусор все равно придется.
«Мы в очень сложной ситуации у нас заканчивается объем полигонов, из 39 полигонов, которые у нас были, уже закрыли 25. Один из них закрыт незапланировано, и у нас сейчас образовалась серьезная проблема в Ногинске, которую мы мужественно преодолеваем», – сказал Коган.
Он пояснил, что такая тяжелая ситуация сложилась в результате того, что с 1970-х годов «обращение с отходами» заключалось в том, что мусор просто «вываливался, присыпался землей и закапывался в грунт».
«По анализу всех полигонов, которые провели еще до меня мои коллеги, были сделаны выводы, что большинство из них исчерпали свои ресурсы. Более того, оставшиеся полигоны, которые могут принимать мусор, абсолютно не соответствуют нормам и правилам эксплуатации, которые были приняты еще 20-30 лет назад», – подчеркнул министр.
По его словам, из-за нарушений в эксплуатации полигонов не происходит сортировка мусора, а 80% отходов – «захораниваются в черную». В результате опасные вещества попадают в почву и воду.
«Полигоны не выдерживают никакой критики, их надо закрывать. Процедура началась, но при этом нужно строить инфраструктуру (для утилизации мусора). Тогда мы встали перед сложным выбором – все люди за то, чтобы закрыть полигоны, но против того, чтобы строилась инфраструктура, любая. Как только мы выходим строить, люди начинают волноваться», – констатировал Коган.
«Если мы не начнем строить, я честно говорю, мы через два года этот мусор с вами начнем есть», – заявил он.
В то же время министр пояснил, что мусоросжигательные заводы, согласно проектной документации, предполагают частичную переработку отходов.
«Всего у нас примерно 10 млн (тонн мусора): 20% мы отсортировываем – это ценные фракции, остается 8 млн. Если строить только перерабатывающие заводы, то из 8 млн еще максимум 30% мы перерабатываем – это 2,4 млн (тонн), тогда 5,6 млн мы с вами захораниваем», – прокомментировал Коган сложившуюся ситуацию.
Он также пояснил, что если будет построен мусоросжигательный завод, 3 млн тонн из 8 млн будут полностью термически обезврежены и их не придется захоранивать. Из оставшихся 5 млн тонн переработке подвергнется еще 15% и на захоронение пойдет 3 млн тонн, а не 5,6 млн тонн, как в первом случае.
При этом Коган подчеркнул, что в настоящий момент власти пытаются согласовать введение двухконтейнерной системы сбора мусора по принципу сухой/мокрый, однако и этот процесс идет очень трудно и требует больших финансовых вложений.
Тем временем обеспокоенные жители районов, где планируется разместить мусоросжигательные заводы, готовы биться против их строительства до конца. Как считают общественные активисты из Ногинска, для всех абсолютно ясно, что строительство мусоросжигательных заводов не позволит создать отрасль по переработке мусора, за которой будущее.
«Вы лоббируете именно эти интересы (мусоросжигание), вызываете социальную напряженность в обществе. Какую социальную мину своими решениями закладываете! Лучше тогда притормозить с этими заводами, не принимать решения, которые приведут к необратимым последствиям, в том числе и в политическом плане», – заявила активистка из Ногинского района, обращаясь к представителям власти.
Она подчеркнула, что строительство мусоросжигательных заводов, которые будут работать на импортном оборудовании, несет в себе еще финансовый риск. «Для импортного оборудования нет расходников, нет химических компонентов, программного обеспечения и так далее. У государства на расходные материалы и оборудование денег нет», – высказала опасения представитель Ногинского района.
Как ранее сообщал РИА «Новый День», в начале августа Минэкологии назвало четыре площадки, где будут построены мусоросжигательные заводы. «Счастливое соседство» ожидает жителей Наро-Фоминского, Воскресенского, Ногинского и Солнечногорского районов. Победителем аукциона на строительство стала компания «АГК-1», которая принадлежит ООО «РТ-Инвест».
Минприроды РФ также планирует к 2025 году ликвидировать 300 объектов складирования твёрдых бытовых отходов. Вместо полигонов ТБО планируется масштабное строительство мусоросжигательных заводов по всей стране.
Москва, Мария Вяткина
© 2017, РИА «Новый День»