AMP18+

Москва

/

Эксперты КГИ: Кремль сознательно старается понизить явку на выборах 10 сентября

Партия власти заинтересована в низкой явке на предстоящих выборах 10 сентября, поэтому агитационная кампания имеет «крайне вялый» характер и «пониженную интенсивность». Об этом, как передает корреспондент РИА «Новый День», свидетельствуют выводы экспертов Комитета гражданских инициатив (КГИ).

Авторы исследования – кандидат политических наук Александр Кынев и кандидат юридических наук Аркадий Любарев – отмечают, что, начиная с 2013 года, когда единый день голосования был перенесен с октября на второе воскресенье сентября, «партия власти» ведет «сознательную стратегию» на понижение явки на выборах.

«Основная фаза избирательной кампании оказалась смещена на сезон массовых летних отпусков, а период официальной агитации в СМИ на основной отпускной месяц – август, когда значительная часть избирателей, особенно жители городов, отсутствуют на месте и просто не имеют возможности наблюдать избирательную кампанию. Подобное обстоятельство снижает информированность избирателей о выборах и кандидатах, сокращает возможности электоральной мобилизации, что в качестве последствий имеет дополнительный фактор снижения активности избирателей на выборах, а также снижает качество электорального выбора», – поясняется в докладе.

Таким образом, как считают эксперты, Кремль снова делает ставку на мобилизацию «административно зависимого и конформистски настроенного электората» – бюджетников, муниципальных и коммунальных служащих, представителей подконтрольных власти общественных организаций.

Авторы доклада отмечают, что внимание к выборам было привлечено только в тех регионах, где существуют заметные «внутриэлитные противоречия и громкие предвыборные скандалы». «Сами по себе скандалы (даже с недопуском оппонентов на выборы) повышают информированность избирателей о выборах», – говорится в исследовании. Одновременно отмечается, что даже в регионах с «относительно интенсивной» предвыборной дейтельностью, например, в Северной Осетии в этом году наблюдалось снижение активности по сравнению с предыдущими кампаниями.

В докладе также обращается внимание, что во многих регионах, в том числе в Москве, власть сознательно пыталась минимизировать громкие скандалы, чтобы лишний раз не привлекать внимание к выборам.

«Одной из самых малозаметных является кампания по муниципальным выборам в Москве. В абсолютном большинстве районов города визуально нет ни рекламы выборов, ни рекламы самих кандидатов. При этом нет ее и в почтовых ящиках», – констатируют эксперты.

С их точки зрения, из-за «вялой» кампании нарушений в ходе агитации было гораздо меньше, однако в некоторых случаях, чтобы «минимизировать риски на появление громких публичных скандалов», были применены «технологии отрытого предвыборного давления». Кроме этого, согласно материалам доклада, были зафиксированы также отдельные случаи «силовых инцидентов», когда вечером 10 августа неизвестные избили действующего депутата района «Хамовники» Москвы Александру Парушину.

По мнению аналитиков, в большинстве случаев нынешняя предвыборная кампания повторила «привычный для российских выборов пример использования фактически сложившихся преимуществ действующих представителей власти».

«Речь о создании преференций одним кандидатам и партиям и препятствий в агитационной деятельности и участии в выборах другим за счет обладания властным ресурсом и возможностью установления несправедливых правил игры», – пояснили эксперты.

Положительными тенденциями в кампании-2017 эксперты КГИ называют то, что действующие главы регионов начали принимать участие в теледебатах. Одновременно в предвыборных кампаниях все чаще начинают использоваться социальные сети.

Москва, Мария Вяткина

© 2017, РИА «Новый День»

В рубриках

Дальний Восток, Москва, Северо-Запад, Поволжье, Сибирь, Урал, Центр России, Юг России, Выборы, Политика, Россия,