«Муха» не пролетит Вокруг «Тольяттиазота» разгораются новые скандалы
В долгом сериале судебных и криминальных разборок вокруг завода «Тольяттиазот» («ТоАЗ») в Самарской области, похоже, начался новый сезон. Кроме уже привычных действующих лиц и исполнителей на подмостках появились относительно новые персонажи и «приглашенные звезды».
Краткое содержание очередных эпизодов: сотрудники ФСБ арестовали в Тольятти группу граждан, которые имитировали подготовку серии терактов на злосчастном «ТоАЗе», чтобы скомпрометировать его нынешнее руководство. Среди организаторов этой постановки, по данным источников из правоохранительных структур, фигурируют руководитель АО «Объединенная химическая компания «Уралхим», владелец 10% акций «ТоАЗа» Дмитрий Мазепин и глава АФК «Система» Владимир Евтушенков.
По утверждению ряда СМИ, Евтушенков давно, с 2010-х гг, проявлял интерес к непрофильным активам и даже собирался создать собственный химический холдинг, вел переговоры с владельцами «ТоАЗа» о продаже бизнеса и оказывал поддержку Мазепину в его попытках выкупа крупного пакета акций комбината. Сидят сейчас в камерах бывший охранник Бориса Березовского Сергей Соколов, гендиректор компании ФИЦ «Аналитика и безопасность» Руслан Мильченко, тоже в прошлом «человек из охраны БорисАбрамыча», а также экс-сотрудники службы безопасности «ТоАЗа» Олег Антошин и Алексей Алексеев. В материалах следствия фигурируют восемь съемных квартир, где хранились взрывчатка, оружие и фото объектов для потенциального теракта. В прессе упоминались также 30 млн рублей, якобы выделенные Мазепиным и Евтушенковым для подкупа высокопоставленных полицейских чинов региона и просто на текущие расходы мнимых террористов. Большая часть этих денег, как водится, растворились в тумане.
По имеющимся у следствия данным, подозреваемые намеренно создавали видимость того, что к возможным терактам в Самарской области причастны фирмы, связанные с «Тольяттиазотом» (в частности, строительная компания «МСА-Строй», которую указывали в качестве арендатора квартир с оружием и взрывчаткой, вплоть до гранатомета «Муха», а также исламистской литературой с пометками «для Магомеда»). Саму «разработку» преступной группы следователи, по данным СМИ, негласно вели почти год.
Серия два: Высокий суд Республики Ирландия продолжает разбираться в тяжбе вокруг собственности между действующим руководством этого предприятия и миноритарными акционерами, которые неоднократно пытались осуществить рейдерский захват «Тольяттиазота», но каждый раз терпели поражение. Среди ответчиков по иску, поданному доверенными лицами руководства «ТоАЗа», все тот же Дмитрий Мазепин и его компания «Уралхим», фирма Eurotoaz (Ирландия) – самый активный судебный оппонент «ТоАЗа», миноритарий Евгений Седыкин, который очевидно действует в интересах Мазепина и успел в России получить 4 года условно по уголовному делу о мошенничестве и подлоге документов в ходе битв за «ТоАЗ», а также Андрей Бабичев, генеральный директор Eurotoaz.
Пока рейдеры в минусе. Очередное решение Высокого суда Ирландии – отклонить ряд их ходатайств о прекращении дела и вновь рассматривать его в рамках полного судебного заседания с изучением всех доказательств и позиций.
Сериал рассчитан еще как минимум на несколько сезонов, публику просят не расходиться. Ирландское дело длится уже полтора года, с ноября 2016 г., самому противостоянию миноритариев и «ТоАЗа» почти четверть века, началось оно в 1994 году. Факты, представленные в Высоком суде Ирландии, широко известны и подтвердились вновь.
Тольяттинский завод – стратегически важное предприятие, крупнейший в РФ производитель аммиака. Здесь выпускают также метанол, карбамид и прочую продукцию химпрома. Перманентные скандалы вокруг «ТоАЗа» связаны с претензиями миноритарных акционеров – офшорных компаний, зарегистрированных на Кипре, в Швейцарии и других странах, и их попытками отсудить многомиллионные штрафы за якобы возникшие задолженности, оспорить реестры акционеров, «подставить» и выдавить руководство химкомбината. Конечная цель – сбить цену акций предприятия, а в конечном итоге обанкротить его и перевести под контроль «Уралхима», принадлежащего олигарху Дмитрию Мазепину, и аффилированных с ним фирм.
Бывший председатель совета директоров «Тольяттиазот» и фактический собственник предприятия 80-летний Владимир Махлай обитает сейчас в Великобритании, в России он и его сын Сергей заочно арестованы по обвинению в мошенничестве и массовом выводе наиболее ликвидных активов из России через цепочку офшоров (ущерб оценивается в 85 млрд рублей). Обвинение предъявлено экс-гендиректору «ТоАЗа» Евгению Королеву, а также их швейцарским партнерам Андреасу Циви и Беату Рупрехту. Великобритания отказалась удовлетворить ходатайство об экстрадиции Королева и Махлая, ссылаясь на то, что российское правосудие «не сможет обеспечить справедливое судебное разбирательство» и приемлемые условия содержания обвиняемых под стражей. Дело перешло в разряд «политических» и получило громкий резонанс на Западе.
Что же касается уже упоминавшегося Евгения Седыкина, то в деле «ТоАЗа» эта личность настолько же легендарная, насколько и одиозная. Владеет он 0,00019% акций химкомбината, действует формально «в личном качестве», но по сути в интересах Мазепина, упорство проявляет фантастическое. Стремясь оспорить в суде решения совета директоров и общего собрания акционеров «ТоАЗа», в 2015 году он подделал протоколы собраний (например, добавил туда пару строк, «наделяя полномочиями» гендиректора предприятия своего ставленника), подал фальшивые документы для внесения в госреестр юридических лиц. Пытался таким образом увести с «Тольяттиазота» 6,8 млрд рублей, но был изобличен и получил по суду 4 года условно за мошенничество и подделку документов.
Накануне выборов Седыкин сыграл в новом эпизоде старого сериала роль политика-популиста: распространял в Тольятти листовки с призывом вернуть предприятие под контроль государства, причем заявлял, что действует от лица Общероссийского народного фронта (ОНФ). В ОНФ известие об этом восприняли, мягко говоря, с удивлением и пояснили, что никакая национализация «ТоАЗа» «на повестке дня не стоит» и за слова активиста общественники отвечать не намерены. Если дело о предвыборном подлоге дойдет до суда, условный срок Седыкину вполне могут заменить реальным.
Впрочем, «общественную активность» этот миноритарий проявлял и прежде – например, приводил на свои мнимые «собрания акционеров» бомжей, футбольных фанатов, пенсионеров и т.д. Большого влияния на ситуацию вокруг комбината он сейчас не оказывает и оказать не может. Решение Высокого суда Ирландии, где его претензии в очередной раз были отвергнуты, недвусмысленно об этом свидетельствует.
Судя по всему, для Седыкина участие в таких процессах – это типичное «не добегу, зато согреюсь в лучах скандальной славы». Сама история все больше напоминает пособие по русскому рейдерству, беззаконному и безнаказанному. А еще по русскому черному пиару – политизированному, бессмысленному и беспощадному в итоге даже к собственным заказчикам.
Гораздо важнее сейчас то, как будет разворачиваться объявленная, но еще не «выпущенная на экран» свежая серия этой саги. Недавно «Тольяттиазот» официально объявил о подписании кредитного соглашения с синдикатом банков Commerzbank AG (Цюрих, Швейцария) и Landesbank Baden-Wuerttemberg (Штутгарт, Германия) на сумму почти 200 млн евро сроком на 9 лет. По условиям кредитного соглашения проценты оплачиваются после двухлетнего льготного периода по ставке около 2% годовых. Гарантом выступит швейцарское экспортное кредитное агентство (SERV). По утверждениям представителей «ТоАЗа», средства должны пойти на строительство третьего агрегата по производству карбамида. Однако эксперты высказывают опасения, что средства могут быть просто присвоены офшорами, через которые миноритарные акционеры контролируют «ТоАЗ», или могут уйти к Махлаям и их швейцарским партнерам, которые уже имеют не лучший опыт общения с российским правосудием по сходному поводу. Настораживает наблюдателей тот факт, что финансирование представляется под залог продукции предприятия.
Есть сериалы, которые способны длиться вечно.
Тольятти, служба информации РИА «Новый День»
© 2018, РИА «Новый День»