AMP18+

Москва

/

КПРФ и левые идеи «мутируют»: «декоративный элемент» в политике Кремля

Жителям России не стоит ждать «левого поворота» и более социально ориентированной политики Кремля, так как нынешняя власть остается олигархической. При этом официальные левые силы, в том числе КПРФ, «мутировали», стали «декоративным элементом» и не могут составить реальную конкуренцию правящему режиму. Такое мнение, как передает корреспондент РИА «Новый День», высказали эксперты в рамках круглого стола в Москве, где накануне обсуждались перспективы левого политического движения в России.

Историк, доцент МГУ Алексей Гусев обратил внимание, что есть проблема вообще с идентификацией левых сил. «Критерии отнесения той или иной политической силы к левым или к правым на идейно-политической шкале в политологии и в истории является предметом для дискуссий. Левыми классически являются социалисты, правыми – консерваторы, а либералы располагаются в центре. Впервые термины начали использоваться во время Великой Французской революции. В национальном учредительном собрании одни депутаты сели справа от спикера, другие – слева. Справа сели те, кто за короля и за церковь, слева – кто за республику и против церкви», – сказал Гусев.

Однако, по его словам, политическая окраска этих сил «мутировала». «До начала 20 века все было понятно. Но затем ситуация изменилась, это связано с событиями в нашей стране. Произошло то, что я считаю идейно-политической мутацией. Правящая партия, которая существовала в стране – КПСС, с одной стороны, была левой, с другой – то, что на практике она легитимизовала в своей идеологии, было мало похоже на классическую левую политику. Это была жесткая тоталитарная диктатура. Вместо равенства была жестко структурированная иерархическая система с привилегированной господствующей группой вверху», – отметил эксперт.

Он напомнил, что в период перестройки левыми считались те, кто был против КПСС, и понятие снова трансформировалось.

По словам руководителя Центра экономических и политических реформ Николая Миронова, сейчас государство стало использовать социальную риторику, чтобы «выбить почву из-под КПРФ, серьезного сущностного оппонента», поскольку опасается левых идей.

«Природа нынешнего режима нелевая. Государство старается ее под себя забрать, оно сделало все, чтобы ослабить и разрушить самостоятельные политические институты. Сейчас нет поля, где можно было бы свободно растить левую самостоятельно партию. У нас есть опыт разрушения власти той же самой «Справедливой России», которую она породила, а когда партия начала себя вести совсем чуть-чуть самостоятельно…» – сказал Миронов.

Он обратил внимание, что у коммунистической партии также есть «пределы возможных действий и возможной радикальности». «КПРФ входит в декоративный политический дизайн. Она ассоциируется с левой идеей – и этого достаточно», – отметил он.

Член ЦК КПРФ, экс-депутат Госдумы, академик Борис Кашин со своей стороны выразил уверенность, что такая «декоративная политика» приводит к тому, что Россия деградирует.

«Мы спустились в 19 век по нашей системе организации государственной жизни. Я всем рекомендую почитать Салтыкова-Щедрина «Современная идиллия» или «История одного города» – это просто описание нашей жизни. Мы никуда не выйдем с этой системой, она не жизнеспособна. А Запад – это мощная сила. Для Запада Путин реальной опасности не представляет. Для них опасен, прежде всего, социализм и коммунизм», – сказал Кашин.

«Если народ 25 лет фактически терпит бессовестную фальсификацию выборов, засилье олигархии, когда уже все приближенные нынешнего президента – если не миллиардеры, то миллионеры…. Все у нас спокойно сходит с рук. Трудно ожидать, что будет радикальный перелом. Но ситуация меняется быстро, никто не может знать, как развернётся политическая обстановка», – считает Кашин.

В этой связи социолог, главный редактор журнала «Демократия и социализм» Павел Кудюкин отметил, что государственная машина в России трансформирует смысл многих терминов и явлений.

«У нас многие слова потеряли нормальный смысл – превратились либо в этикетки, либо в ругательства. Наши политически элиты, как царь Мидас, только наоборот, – к чему ни прикоснутся, все получает отрицательный смысл. Ругательными стали слова «реформы», «демократия», «оптимизация» и слово «патриотизм» стало чем-то не слишком хорошим», – отметил он.

По мнению Гусева, в современной России настоящими левыми «являются силы, стоящие вне декоративной псевдополитической системы».

«Они очень маленькие, эмбриональные и представлены не столько политическими объединениями, сколько общественными движениями, которые борются за те основные ценности – радикальная демократизация, возвращение к свободным выборам, политическая свобода», – считает он.

Как полагает Миронов, Кремлю не удастся таким же образом задавить левую идею.

«Всегда есть бенефициары потребления и те, кто свой труд отдают. Из проблем между двумя этими блоками всегда возникало и будет возникать левое движение. Всегда нужно будет утрясать противоречия между богатыми и бедными», – сказал он.

Москва, Мария Вяткина

© 2018, РИА «Новый День»

В рубриках / Метки

Дальний Восток, Москва, Северо-Запад, Поволжье, Сибирь, Урал, Центр России, Юг России, Выборы, Политика, Россия, Политический кризис,