AMP18+

Москва

/

Лужков пересидит Путина?

На прошлой неделе у вечного столичного градоначальника случился очередной день рождения. Лужков встретил его повеселевшим, угроза «добровольного» ухода с поста мэра, или оставление этой должности по истечении очередного срока полномочий в декабре будущего года, явно исчезает, как неприятный, но все-таки всего лишь фантом. Как заявил «Новому Региону» директор Института проблем глобализации Борис Кагарлицкий: «Все думали, что Владимир Путин уберет Юрия Михайловича через какое-то время, но на первых порах Путину было явно не до Лужкова. Потом прошло 8 лет, Путину по-прежнему не до Лужкова».

Разумеется, президенту не до мэра, ведь все или почти все мысли Путина явно сосредотачиваются на одной единственной проблеме: как сделать так, чтобы уйти, но остаться. В ближайшем окружении Путина разгорается настоящая война за способ решения проблемы «наследник-2», и значит за свои интересы. Отставка Устинова, неуклюжая раскрутка Медведева, слухи о железнодорожном кандидате – Якунине, партийный проект Миронова, суета Бородина вокруг референдума об объединении с Белоруссией – громовые предвестники будущей бури, до столичного мэра ли?

Одно время Лужков совсем было, засобирался на почетный отдых. Осенью прошлого года, после перемещения Шанцева из кресла вице-мэра Москвы в кресло губернатора Нижегородской области, в СМИ широко прошла информация, со ссылкой на Лужкова, что после 2007 года он не намерен оставаться мэром Москвы. «Я принял решение. Оно твердое и ясное, и оно не связано со здоровьем», – сообщил Лужков журналистам перед началом заседания очередного Госсовета. «Из моего ухода драматизма делать не следует», – сказал мэр. Однако драма, конечно же, есть, прежде всего, для самого мэра. По мнению политолога Станислава Белковского: «Юрий Лужков относится к числу политиков, которые хотят умереть на своем посту. На пенсию он вовсе не хочет». Вряд ли с этими словами Белковского решится спорить и сам московский градоначальник.

Путин еще явно не обозначил тот способ сохранения власти, который ему наиболее симпатичен. Однако очевидно, что с каждым прожитым днем, свобода маневра для президента существенно снижается. В связи с ограничениями, налагаемыми российскими законами, по срокам проведения референдума перед думскими выборами, уже практически отпадают варианты по третьему сроку, и объединению с Белоруссией. Разумеется, Путин может попытаться подправить законы, однако в данном случае, против таких поправок явно будут «голосовать» в Вашингтоне, Берлине и Лондоне. Такого единодушия российскому президенту, конечно же, не нужно.

Выбор все более и более сужается, практически до двух вариантов, стать главой некой государственной сверхкорпорации типа «Газпрома», или лидером правящей партии и премьер-министром; при переходе, пусть сначала юридически не оформленном, но реальном, к парламентской (точнее почти советской) системе власти. В первом случае, Путин во многом теряет власть, перестает быть хозяином положения, становясь зависимым от нового президента. Очень ненадежная конструкция и трудно поверить в то, что Путин, буквально купающийся во власти, готов так легко от нее отказаться.

Многочисленные отказы президента от третьего срока, и его стойкая привязанность к власти, делают вполне правдоподобной версию о премьерстве и лидерстве в правящей партии. Однако тогда то количество чекистов, прежде всего ленинградских, которое сейчас его окружает в администрации и вблизи ее, становится явно функционально излишним. Чекисты были нужны для подавления так называемых «олигархов», которых возможно, более точно было бы назвать «купцами-откупщиками», поскольку они, в отличие от классических олигархов Древней Греции были слабо привязаны к местной почве (будучи во многом потомками выходцев из Юго-Западного края Российской Империи) и по большому счету не имели особой власти. Да, у них были большие, очень большие деньги, но не было аппаратных, бюрократических ресурсов, а эти ресурсы в Кремлевском государстве, всегда значили гораздо больше, чем собственно деньги.

В московской и советской истории не раз бывало, когда цари и генсеки сами избавлялись, или существенно перетасовывали свои карательные органы, когда те выполняли поставленные перед ними задачи. Так Иван Грозный отдал приказ об уничтожении опричников, Иосиф Сталин убрал Ягоду и Ежова (не исключено, правда, что его самого переиграл Берия). Нынешнее существенное обрезание возможностей Генпрокуратуры и ФСБ при помощи отставки Устинова и почти аварийного всплытия коррупционного дела «Трех китов», очень напоминает подходы великих государственников, разумеется, в гораздо более либеральном варианте. Все-таки двадцать первый век на дворе.

Сегодня Путину нужны те, кто обладает бюрократическим ресурсом, кто способен стать надежным помощником при переходе к советской системе, кто реально поможет на выборах в Думу собрать голоса. А это, прежде всего – региональные бароны, скорее все-таки бояре, «бароны» – уж слишком не московское слово. Лужков, бесспорно первый из таких бояр, даже усилившийся в последнее время. Ведь у него есть «семейные» связи с Шанцевым, Боссом, Менем, новыми губернаторами Нижегородской, Калининградской, Ивановской областей. Да, и хорошие отношения с тем же Шаймиевым, Рахимовым, Росселем и многими другими губернаторами-ветеранами никуда не пропали. У Лужкова под боком и первый боярин по духовному ведомству, Патриарх Алексий, и мусульманский духовный боярин, председатель Совета муфтиев России, шейх Равиль Гайнутдин.

Если верна информация о том, что за проектом «Медведев» стоят, прежде всего, Сурков, Чубайс и Волошин, политические лидеры «купцов-откупщиков», то страну вполне может ожидать купеческо-боярское согласие. К осени 1999 года, пути купцов-откупщиков и удельных князей-бояр резко разошлись, чем воспользовались чекисты из ближайшего окружения Путина, стремительно усилив свое влияние в стране, отодвинув и откупщиков, и бояр от Кремля. Однако сегодня, в связи с проблемой передачи-сохранения власти, у откупщиков и бояр есть все шансы взять реванш, предложив президенту более приемлемый способ решения стоящей перед ним задачи, чем это способны сделать чекисты. Разумеется, не все чекисты, откупщики, или бояре играют каждый только в одной своей команде, ситуация несколько сложнее. Так чекист Черкесов, главный борец с наркотиками в стране, вполне возможно больше ставит на откупщиков и бояр, чем на коллег из своего бывшего ведомства.

Борис Немцов и Василий Шандыбин, политики, очень разные, по своим взглядам, высказали «Новому Региону» близкие точки зрения о будущем Лужкова. Немцов считает, что после декабря 2007 года он по-прежнему будет мэром столицы. А Шандыбин, по-видимому, из какой-то скрытой любви к американской военной машине, добавил: «Юрий Лужков – это непотопляемый авианосец». Попытается ли московский мэр сыграть в 2007 отдельную, полностью собственную политическую партию, как он это делал осенью 1999 года? Вряд, ли, урок не прошел зря, да и годы уже не те. Нет, вполне может быть, что со здоровьем все в порядке, вот только опыт незабываем. Да Лужкову вполне возможно, и не нужна собственная партия. А вот войти в ближайший, узкий круг друзей Путина, может, чуть уступая Медведеву, но лишь на треть шага, потеснив, и весьма серьезно, вместе с Сурковым, Чубайсом и Волошиным, ленинградских чекистов, это для столичного градоначальника вполне по силам.

Москва – Сергиев Посад, Андрей Днепров, Ольга Шибанова

© 2006, «Новый Регион – Москва»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Москва, Центр России, Политика, Россия,