Анатолий Вассерман: Особого запаса прочности у российской власти нет Браудер – не единственный канал спонсирования оппозиции
Усилия по разрушению России предпринимают как прозападные оппозиционеры, так и предатели в государственных структурах. Такое мнение в интервью РИА «Новый День» высказал известный интеллектуал, публицист и телеведущий Анатолий Вассерман. По его словам, в такой ситуации опасностью для власти оказывается не отсутствие народной поддержки, а целенаправленное уничтожение этой поддержки деятелями самой же власти.
Он обратил внимание, что уже сейчас идёт раскрутка идей Михаила Ходорковского, а в преддверии выборов антиправительственная агитация лишь усилится.
«Новый День»: Как Вы считаете, насколько оправданы опасения, которые высказал секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев – о стремлении США ослабить Россию и добиться её распада?
Анатолий Вассерман: Когда американцы разваливали Советский Союз, они очень хотели, чтобы он остался формально единым – просто для того, чтобы сохранить контроль над ядерным оружием и таким образом предотвратить его несанкционированное применение.
Но после распада Союза всё-таки нашёлся способ предотвратить это применение: из четырёх частей России, где находились ядерные боеприпасы, три (Беларусь, Казахстан и Украина) согласились вернуть его в РФ. Таким образом, опасной утечки не произошло. Думаю, учитывая этот опыт, американцы меньше, чем раньше, боятся последствий дальнейшего распада России и с большей охотой добиваются его. Поэтому мне предположение Патрушева представляется вполне вероятным.
«Новый День»: В настоящее время разворачивается дискуссия относительно возможного повторения массовых протестов 2011-2012 годов после выборов в Госдуму, поводом для которых вновь может стать «фальсификация» итогов голосования. Насколько велика такая вероятность? Может ли эта ситуация привести к «русскому майдану» с последующим госпереворотом в условиях экономического кризиса?
Анатолий Вассерман: «Русский майдан» готовится.
Многие действия экономического блока правительства довольно трудно объяснить иначе, нежели как подготовку к «майдану». Не вдаваясь в экономические тонкости, смею заверить: идея 10-процентного сокращения бюджета – в условиях, когда в стране есть не только колоссальные заранее подготовленные резервы, но и невостребованные остатки от ранее сделанных бюджетных расходов – заставляет вспомнить знаменитую фразу депутата Госдумы Павла Николаевича Милюкова, вошедшую в историю благодаря многочисленным повторам в его речи с думской трибуны 1‑го ноября 1916‑го года (век назад!): «Что это – глупость или измена?»
Что же касается неофициальных структур, то они никогда и не прерывали подготовку к «майдану» и попробовали разные формы такой подготовки – от так называемых митингов в защиту 31‑й статьи Конституции, по сути, сводившихся к тому, что митингующие желали обязательно собраться в тех местах, где могут создать максимальные трудности для горожан, и заканчивая постоянной агитацией через телеканал «Дождь» и сайты соответствующей направленности. Да и на официальных телерадиоканалах хватает такой же агитации.
Так что я даже не сомневаюсь: очередная попытка проведения «цветного бунта» у нас будет.
«Новый День»: Какова в этой обстановке может быть роль представителей из так называемого «списка Браудера», куда, по некоторым оценкам, могут входить ведущие российские оппозиционеры, активно выступающие за скорейшую смену политического режима в России? Действительно ли в РФ есть такие оппозиционеры, связанные с западными спецслужбами и Уильямом Браудером?
Анатолий Вассерман: С Уильямом Браудером так или иначе связаны многие российские оппозиционеры, поскольку он в своё время вел в РФ незаконную финансовую деятельность. Когда эта деятельность была раскрыта, он обеспечил шумную кампанию в свою защиту как раз через правозащитников, либеральных журналистов и прочих оппозиционеров. В какой степени они сознавали, что действовали именно в его интересах, гадать не берусь, поскольку многие из них, судя по всему, заблуждались вполне добросовестно.
Но я не думаю, что Браудер – единственный канал поддержки российской оппозиции. Наоборот, любой грамотный организатор старается не складывать все яйца в одну корзину, а ищет как можно больше независимых друг от друга направлений ведения и финансирования дел. Полагаю, «список Браудера» – название очень условное. В частности, не сомневаюсь: сам Браудер не мог даже чисто технически составить список, включающий всех оппозиционеров антироссийской ориентации.
«Новый День»: В каком формате возможны провокации? Будут ли проявлять особенную активность Михаил Ходорковский и Алексей Навальный?
Анатолий Вассерман: Сейчас Ходорковского довольно активно раскручивают в качестве главного оппозиционного вождя, благо большая часть его преступлений его уже забылась. Преступления Навального, несомненно, меньше по размаху, но пока ещё у всех на слуху. Поэтому при прочих равных условиях больше народа отнесется с доверием к утверждениям Ходорковского, чем к утверждениям Навального.
Кстати, недавно «Левада-центр» провёл социологический опрос, на основе очередного утверждения Ходорковского. Причём опрос формально был построен так: половине опрашиваемых предъявляли это заявление как анонимное, а половине указывали имя автора. Потом сравнивали, какая часть народа согласится с этим утверждением. Естественно, из тех, кто знал, что утверждение принадлежит Ходорковскому, согласилось с ним меньше народу, чем из тех, кто не знал.
Ходорковский заявил: в последние годы в России приняты многочисленные законы и нормы, защищающие коррупционеров среди чиновников, что свидетельствует о грядущем конституционном перевороте. Утверждение это лживое, ибо никаких подобных законов или подзаконных актов в России – по крайней мере, за последние три года – совершенно точно не принято. Даже наоборот, отменены многие ранее принятые законы и подзаконные акты, дававшие возможность защиты коррупционеров. Но в опросе это утверждение подавалось как истина.
Вот вам пример того, как раскручивают Ходорковского, и, с другой стороны, фальсифицируют обстановку в стране и делают ложные вбросы. Я не сомневаюсь, что аналогичные технологии будут применяться ещё не раз. Тот же «Левада-центр» вообще «прославился» подобными агитационными вбросами под видом соцопросов. Этим грешат многие социологи, но этот центр наиболее известен среди российских социологических структур по части таких вбросов.
Соответственно, если уже сейчас идет такая агитация, то можно не сомневаться: чем ближе к выборам, тем активнее она будет.
«Новый День»: Есть ли у российской власти достаточный запас прочности, чтобы свести на нет попытки устроить в РФ «майдан»?
Анатолий Вассерман: Особого запаса прочности у российской власти нет – прежде всего потому, что она сама внутренне неоднородна. Значительную часть власти составляют люди, считающие, что возвращение на либеральный путь подчинения Западу полезно и для них, и для всей страны. Достаточно напомнить, что значительная часть выступавших на Гайдаровском форуме с призывами сдаться Западу, расслабиться и получать удовольствие – это прошлые или действующие члены экономического блока правительства. А, например, владелица телеканала «Дождь» и пресс-секретарь Дмитрия Анатольевича Медведева подруги с очень давних времён, и работу «Дождя» финансируют многие люди, чья деятельность изрядно зависит от позиции правительства.
В таких условиях главной опасностью для власти оказывается не отсутствие народной поддержки, а целенаправленное уничтожение этой поддержки деятелями самой же власти. Положение российской власти – а значит, и России в целом – очень уязвимо. Граждане Российской Федерации должны осознавать эту опасность и быть готовыми выступить на стороне той части власти, которая поведет себя вменяемо.
Москва, Софья Метёлкина
© 2016, РИА «Новый День»