Трамп получит новый аргумент в противостоянии с Москвой Заявления Брюсселя о санкциях вряд ли станут «ответным ударом»
Президент США Дональд Трамп получает дополнительный рычаг давления на Москву в виде новой порции антироссийских санкций. Такое мнение в интервью РИА «Новый День» высказал ведущий аналитик Агентства политических и экономических коммуникаций Михаил Нейжмаков. По его оценке, антисанкционные заявления Брюсселя вряд ли могут означить «ответный удар» по Вашингтону – в данном случае речь скорее идет о возможном саботаже.
«Новый День»: Как новые санкции США могут отразиться на России?
Михаил Нейжмаков: Хотелось бы отметить чисто политический аспект рассматриваемого в США законопроекта о санкциях – право президента страны смягчать или отменять такие меры только с одобрения Конгресса. Для стратегических целей Дональда Трампа, это, кстати, не так уж и плохо. Еще в ходе своей предвыборной кампании этот политик позиционировал себя как мастер заключения «хороших сделок». «Хорошая сделка» предполагает максимальную выгоду – в данном случае для США. А значит, надежду на максимальные уступки со стороны партнеров Вашингтона по переговорам. Если порядок отмены санкций усложнится, то и «отступные» за смягчение позиции Вашингтона можно просить больше. Ссылаясь на «упрямый» Конгресс.
Так что Трамп, конечно, теряет пространство для маневра, зато получает дополнительный аргумент на переговорах с Москвой.
При этом, сказать, что конкретно этот политический аспект соответствующих документов санкций как то всерьез ухудшает положение России, тоже нельзя. Невозможно потерять то, чего не имеешь. А перспективы на быстрое смягчение санкций и так были весьма туманны.
«Новый День»: Спасет податливость Трампа от импичмента?
Михаил Нейжмаков: Вне зависимости от того, насколько жесткую позицию Трамп мог бы занять по санкциям, импичмент ему сейчас крайне маловероятен. Чтобы процедура импичмента могла закончиться успехом, такой шаг должно поддержать республиканское большинство в Конгрессе. Но пока больше признаков, что развивать эту тему в «Великой старой партии» не хотят.
Республиканцы в Конгрессе критиковали многие шаги и элементы стиля работы Трампа. От отставки главы ФБР Джеймса Коми и законопроекта о реформе здравоохранения до манеры делать спорные записи в Twitter. Но подобная критика президента со стороны однопартийцев – нормальное явление в США. И многие шаги Барака Обамы в свое время считали спорными его однопартийцы-демократы. Пока Трамп все же выстраивает диалог с элитами республиканцев, найти поддержку его импичмента в этой среде будет сложно.
Кстати, еще вопрос, насколько отставка Трампа именно сейчас действительно выгодна демократам. Нынешний хозяин Белого Дома – замечательная мишень для атак. Если на него найдут действительно убийственный компромат и вынудят уйти – будет ли столь же удобной мишенью более осторожный вице-президент Майк Пенс, который заступит на его место?
Промежуточные выборы в Конгресс пройдут уже в ноябре 2018 года. Скорее, демократам выгоднее наращивать напряжение вокруг Трампа в ближайшие полтора года. И, если у них есть действительно серьезный компромат на этого политика, выложить карты на стол ближе к этим выборам, чтобы падение президента жестче ударило по республиканцам.
«Новый День»: Глава Еврокомиссии Юнкер рассматривает возможные варианты ответа на санкции США против России. Чем вызвана такая смелость европейцев? Какими могут быть ответные меры Европы? Чего ждать? Подорвет ли это G7?
Михаил Нейжмаков: Европейские партнеры США, как правило, уступают Вашингтону в вопросе о санкциях даже в тех случаях, когда это явно невыгодно европейскому бизнесу. Вспомним для аналогии максимальное задействование санкций против Ирана несколько лет назад. Пока Брюссель, судя по всему, готов только к весьма ограниченным шагам по противодействию американским санкциям. Прежде всего, различные утечки называют «использование европейского права с целью не допустить, чтобы меры США были бы признаны и приведены в действие в Европе». Об «ответных мерах в соответствии с нормами ВТО» в сообщениях источников в Еврокомиссии, на которые ссылается пресса, говорится весьма расплывчато. То есть, это, прежде всего, угроза саботажа новых американских санкций, чем собственно «ответного удара».
Возможно, Брюссель действует чуть более смело по той причине, что получил какие-то намеки из Вашингтона: на игнорирование новых антироссийских санкций там могут посмотреть сквозь пальцы. По крайней мере, пока.
«Новый День»: Противостояние с Москвой не выгодно Берлину. А как же заявление по Siemens и заявления МИД ФРГ, что скандал с турбинами ухудшит отношения с Россией?
Михаил Нейжмаков: Раз санкции действуют, официальные лица в Берлине вынуждены публично реагировать на их нарушения. Но возможно тут действует и внутриполитический аспект. В Германии, безусловно, есть политики, настаивающие даже на ужесточении санкций. Можно отметить, например, представителя партии «Союз 90/зеленые» Джема Оздемира. Однако в бизнес-среде немало тех, кто действующими санкциями недоволен.
«Новый День»: А как это скажется на предвыборной кампании в ФРГ?
Михаил Нейжмаков: Скандал с Siemens может оказать на нее определенное влияние. Не решающее, конечно, а фоновое, но все-таки. Как известно, в сентябре 2017 года там предстоят выборы в Бундестаг. Обратим внимание, что одним из первых на этот скандал отреагировало министерство экономики Германии, потребовавшее, чтобы концерн отказался от поставок оборудования в Россию по данной сделке. Между тем, глава данного ведомства – Бригитте Циприс – представляет Социал-демократическую партию, которая, в целом, занимала более мягкую позицию по поводу антироссийских санкций. Да и сама Циприс совсем недавно грозила Вашингтону ответными мерами в случае, если тот оштрафует немецкие компании в рамках новых санкций США против России. А теперь получается, что социал-демократы из руководства министерства экономики ФРГ сами грозят взять в руки «дубинку» в вопросах работы немецкого бизнеса с Россией. Теперь же пресса, говоря об «ухудшении отношений с Россией» из-за скандала с Siemens, ссылается на источники в МИД ФРГ, который тоже возглавляет социал-демократ Зигмар Габриэль.
Ангела Меркель (как известно, представляющая конкурентов СДПГ – «Христианских демократов») вполне может обернуть эту ситуацию в свою пользу. Да, лица из ее аппарата тоже высказывались по ситуации вокруг Siemens. Однако она и так изначально ассоциировалась с поддержкой существующих антироссийских санкций, так что это никого не удивит. При этом она всегда может подчеркнуть, что многое делает для продвижения интересов бизнеса ФРГ на международной арене. Представители того же Siemens неоднократно сопровождали канцлера в ее зарубежных поездках. Например, весной 2017 года, в ходе визита Меркель в Эр-Рияд Siemens подписала соглашение с саудовской госкомпанией по созданию промышленных кластеров.
То есть, сложилась ситуация, когда социал-демократы, вынужденные активнее высказываться по ситуации вокруг Siemens, будут терять привлекательность в глазах противников санкций – в том числе из среды крупного бизнеса. Но и не реагировать на нарушение санкций – чисто по должности – министры от СДПГ и их подчиненные тоже не могут.
Москва, Ольга Ветрова
© 2017, РИА «Новый День»