AMP18+

Нижний Новгород

/

Нижегородские евреи, несмотря на решение правительства, соблюдают сегодня шаббат

Суббота, 14 мая, объявлена в России рабочим днем. Для российских евреев данное решение правительства стало неприятным сюрпризом, ведь как сказано в Торе “…Кто осквернит субботу, тот да будет предан смерти…”. У евреев-иудаистов суббота - это еженедельный праздник (шаббат), день, посвященный Богу, в который выполняется одна из 10 главных заповедей (запрещение работать в седьмой день недели).

Согласно религиозным канонам верующий иудей должен встречать наступление субботы на закате в пятницу и оставаться в состоянии покоя и молитвенного раздумья до вечера следующего дня. Ортодоксальные евреи в течение субботы не подходят к телефону, не отвечают на звонки, не включают телевизор. Наступает время, которое способствует тому, чтобы на несколько часов скрыться от всего шумного и суетного, окунуться в атмосферу святости. Шаббат для евреев - это время для общения, для грустных и веселых нигуним (мотивов, мелодий), для молитв, для изучения святых книг и даже для занятия любовью.

Рабочая суббота оскорбляет чувства верующих евреев. Впрочем, многие из них в этот день находят простой выход из создавшегося положения - берут отгул, уходят на больничный. В отдельных коммерческих организациях, руководителями которых являются евреи, суббота по умолчанию всегда является выходным днем. Правда, корреспондентам “Нового Региона” сегодня не удалось найти ни одной такой организации в Нижегородской области.

Попытка корреспондента “Нового Региона” связаться сегодня, в рабочую субботу, с нижегородскими евреями не увенчалась успехом. Как сообщили в Нижегородской еврейской общине, несмотря ни на что и вопреки всем законам, в еврейской общине суббота является праздничным днем, евреи не выходят на работу и соблюдают шаббат.

Как передает корреспондент “Нового Региона”, первая в современной истории России еврейская общественная организация в Нижнем Новгороде появилась 15 лет назад, в апреле 1990 года. А до середины 19 века евреев в Нижнем Новгороде практически не было.

Дело в том, что Нижний Новгород, расположенный в центральной России, не входил в “черту оседлости” (места, разрешенные правительством царской России для проживания еврейского населения).

В 1846 году в Нижний Новгород прибыло 300 украинских евреев-рекрутов из местечек Волынской губернии. Впоследствии отставные нижние чины иудейского закона и их семьи составили основу еврейской общины Нижнего Новгорода. Тогда еще не было синагоги, не было раввина, однако действовало несколько миньянов (группа для богослужения, состоящая из десяти и более мужчин). В 1853 году евреи выбрали из своей среды для исполнения обязанностей раввина наиболее уважаемого человека Ицку Подиско, который фактически стал первым общественным раввином города, но губернское правление его в этой должности не утвердило, т.к. Подиско не имел никакого официального образования с государственным дипломом. Он неофициально исполнял обязанности раввина более 20-ти лет.

24 мая 1874 года нижегородская еврейская община единодушно избрала казенного раввина, утверждая которого губернское правление назначало чиновника, призванного контролировать состояние общины. Первым казенным раввином Нижнего Новгорода стал Борух Бер-Залманов Заходер (1848-1905), который по-русски именовал себя Борисом Ивановичем.

Борису Заходеру удалось добиться разрешения на строительство в городе синагоги, на что требовалось 20 тысяч рублей, которые были собраны среди еврейского населения. На эти деньги в 1880 году был приобретен участок земли под застройку на стыке переулков Мышкина (ныне Университетский) и Болотова (ныне отрезок улицы Грузинской). Младший архитектор Нижегородского губернского правления И.Ф.Нейман разработал проект постройки здания, которое в профиль должно было напоминать развернутый свиток Торы, а два купола символизировали навершия двух рулонов свитка. В том же году проект был утвержден, и строительная артель русских рабочих во главе с подрядчиком Морозовым приступила к возведению здания. В 1883 году оно было закончено, а 29 августа 1884 году в синагоге прошло первое моление. Синагога являлась центром еврейской общины вплоть до её закрытия в 1938 году.

С 1938 по 1991 год в нем располагались административные службы, картонажные цеха и фабрика гармоний.

В 1991 году в результате усилий еврейской общественности здание было возвращено общине, и в нем снова начались моления. В настоящее время председателем религиозной еврейской общины является Эдуард Чапрак, раввин Шимон Бергман.

Нижний Новгород, Ольга Громова

© 2005, «Новый Регион – Нижний Новгород»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Нижний Новгород, Поволжье, Общество, Россия,