Звезды балета сбежали из Большого театра в Петербург
Между Москвой и Петербургом разгорелся театральный конфликт. Накануне настоящей «бомбой» стало известие о том, что самая звездная балетная пара Большого театра – Наталья Осипова и Иван Васильев – уходят с главной сцены России в Михайловский театр в Северной столице. 1 декабря Иван Васильев и Наталья Осипова должны выйти на сцену Михайловского театра, некогда Императорского театра оперы и балета, где вот уже скоро год, как балетной труппой руководит известный испанский хореограф Начо Дуато.
Как сообщают «Вести», танцовщики уже подали заявления об уходе из ГАБТ. Однако пока руководство Большого театра отказывается эти заявления подписывать. Из графика репетиций фамилии Осиповой и Васильева также не вычеркнуты. Однако весь Большой театр обсуждает новость о внезапном уходе солистов. В руководстве театра считают, что этот уход – всего лишь атаки частного бизнеса на главный театр страны.
Генеральный директор ГАБТ Анатолий Иксанов заявил: «Как человек, который вложил в них всю свою душу, я считаю со своей стороны невозможным подписать их заявления. Они молодые люди. Мне очень жаль, что они оказались заложниками частного бизнеса».
Как стало известно, руководство Михайловского театра пообещало звездам Большого свободный график и новые постановки. Есть информация, что пятилетний контракт уже подписан.
Генеральный директор Михайловского театра Владимир Кехман, человек с крайне неоднозначной в Петербурге репутацией, так прокомментировал ситуацию: «Этот процесс шел полтора года. И всё это произошло совершенно неожиданно. Свобода – в том, чтобы танцовщик мог проявить себя в дополнительном репертуаре, чтобы он мог быть свободен в своем творчестве».
Как пишет «КоммерсантЪ», основная интрига в уходе Осиповой и Васильева заключается в том, что их уход создает прецедент новых взаимоотношений балетных артистов с театрами. Со «свободными графиками», а то и вовсе вне трупп, давно строят свою карьеру оперные солисты, кочующие из страны в страну, от проекта к проекту. В отличие от певцов, танцовщикам нужна постоянная база для ежедневного тренажа. Однако сегодня удержать востребованного артиста на коротком поводке театрам едва ли удастся. Похоже, руководителям придется строить взаимоотношения с особо одаренными кадрами на индивидуальных контрактах, не дожидаясь изменений трудового законодательства, действующего еще по советским нормам.
Наталье Осиповой сейчас 25 лет, Ивану Васильеву – 22 года. Оба уже достигли вершин балетной иерархии, во многих ролях они не знают себе равных, даже в профессиональной среде их называют «инопланетянами» за особую технику и работу на сцене. Наталья Осипова уже два сезона является guest star в American Ballet Theatre (ABT), проводя вместе с ним шесть весенних недель в Нью-Йорке, а с января 2012-го станет официальной примой этой труппы (по совместительству, без увольнения с основного места работы). Васильев тоже танцует по всему миру, а весной этого года пара из Большого с труппой English National Ballet дала девять спектаклей «Ромео и Джульетта» в Лондоне, собирая полный «Колизей».
Однако в ГАБТ Осипова и Васильев в числе других прим и премьеров Большого стояли в общей очереди в ожидании своих спектаклей: как и у остальных, у них выходило по два-три выступления в месяц. Права выбора у молодых премьеров, естественно, не было – что дадут, то и танцуй. В результате, скажем, Наталья Осипова, признанная лучшей Сильфидой мира, ни разу после премьеры 2008 года «Сильфиду» не танцевала. На расширение своего классического репертуара балерина рассчитывать тоже не могла – вся классика в Большом идет в редакциях Юрия Григоровича, ему же принадлежит решающий голос в утверждении составов спектаклей. Наталья Осипова явно не входит в число фавориток мэтра.
У Ивана Васильева иные проблемы: ему стало тесно в рамках героического амплуа, и, хотя ему уже предоставили возможность станцевать романтическую «Жизель», амбиции артиста все равно шире тех репертуарных рамок, которые может предложить ему Большой.
Конечно, большое значение имеют и деньги. Ежемесячный заработок солистов Большого складывается из официальной зарплаты, президентского гранта и гонорара за спектакль (в связи с чем театр и старается уравновесить ежемесячные выступления своих премьеров). Два-три спектакля в месяц – это 60-90 тыс рублей. Понятно желание каждого востребованного премьера или примы получить четкий годовой график выступлений в родном театре, чтобы оставшееся время посвятить личным контрактам. Большой же обычно уведомляет своих артистов о выступлениях примерно за месяц, что существенно ограничивает их свободу.
Сами артисты говорят, что их уход связан не только и не столько с материальными соображениями, но и с желанием расширить свой репертуар. «Главное, почему я ухожу из Большого театра, – это нехватка репертуара: все, что можно было станцевать, я уже станцевала. Мы идем за творческой свободой», – рассказывает Осипова. «Хочется не замыкаться в двух-трех так называемых коронных партиях, а танцевать как можно больше, особенно новой хореографии. Для артистов не важно, какого размера сцена, важно, что он на ней может исполнить и как он это делает», – поясняет Васильев.
Добавим, что, руководитель Михайловского театра Владимир Кехман в Петербурге вызывает сильные, но разнонаправленные эмоции. Его «сватают» на вакантное место главы городского Комитета по культуре, что раздражает «мастеров культуры» Северной столицы. В городе Кехмана называют «фруктовым магнатом» – его группе JFC принадлежит бренд Bananza!. Деятели культуры не в восторге от того, что петербургская культура может быть накрыта зонтичным брендом «Кехман», пишет «Росбалт».
Перед тем как назначить Владимира Кехмана на пост главы петербургского Комитета по культуре, городской администрации необходимо проконсультироваться с представителями культурного сообщества – театральными деятелями, кинематографистами, архитекторами и литераторами, считает театральный критик Татьяна Москвина. По ее словам, кандидатуру Кехмана считает неудачной не только она, но и многие другие деятели петербургской культуры.
Санкт-Петербург, Екатерина Изотова
© 2011, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».