Известный искусствовед Елена Баснер задержана Она подозревается в мошенничестве при продаже картины
Консультант по живописи финского аукционного дома «Буковски» (Bukowskis), бывший эксперт Русского музея Елена Баснер задержана по делу о мошенничестве при продаже картины. Баснер была задержана еще 31 января, сообщили в петербургском Следственном комитете. Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга в минувшее воскресенье продлил на трое суток срок задержания Баснер, сообщила журналистам адвокат Лариса Малькова. Официально обвинение искусствоведу не предъявлено.
Баснер подозревается в том, что летом 2009 года высказала «заведомо ложное суждение» о подлинности картины художника-авангардиста начала XX века Бориса Григорьева «В ресторане», которая впоследствии была продана за 250 тысяч долларов. «В настоящее время проводятся необходимые следственные действия, направленные на установление всех обстоятельств преступления. Расследование уголовного дела продолжается», – говорится в сообщении СКР. Суд продлил Елене Баснер срок ареста до среды, сообщает «Интерфакс».
Как отмечает «Фонтанка», арест Елены Баснер произвел в культурной среде Петербурга эффект разорвавшейся бомбы. Елена Баснер не просто № 1, автор монографий и рецензий, специалист, которого приглашают читать лекции за рубежом, она не только дочь культового советского композитора Вениамина Баснера, но и своего рода петербургский символ. Елена Баснер стала неотъемлемой частью петербургского духа с его обязательным кодексом поведения.
По данным источников, в 2012 году следственными органами было возбуждено уголовное дело по части 4 статьи 159 УК РФ по факту мошеннических действий искусствоведа Баснер при продаже в 2009 году коллекционеру картины Григорьева «с признаками подделки». Речь идет о продаже за 7,5 млн. рублей издателем Леонидом Шумаковым частному коллекционеру Андрею Васильеву полотна, которое выдавалось за подлинник картины Бориса Григорьева. Елена Баснер выступала в качестве посредника в сделке. В 2011 году в ходе экспертизы, проведенной при участии специалистов московского Экспертного центра имени Грабаря, выяснилось, что картина поддельная, а настоящая под названием «Парижское кафе» находится в запасниках Русского музея.
Обнаружив признаки подделки, Васильев потребовал, чтобы Шумаков вернул ему деньги, но тот отказался, сообщив, что являлся лишь посредником, а полотно принадлежало Баснер. Искусствовед же объяснила коллекционеру, что владельцем картины является житель Таллина Михаил Аронсон, который, как выяснилось позже, был ранее судим за кражи, разбой и распространение наркотиков.
Васильев трижды в суде выиграл редкие иски о незаконном бездействии правоохранительных органов, после чего следствие Петроградского УМВД все же возбудило дело по мошенничеству и передало материалы в ГСУ, после чего к делу «подключился» глава СКР Александр Бастрыкин. В деле накопились десятки экспертиз, как криминалистических, так и независимых, судебных. Заключительная гласит: «Представленная картина является безусловно профессиональной подделкой».
Пока официальной реакции со стороны аукционного дома Bukowskis не последовало. Однако из неофициальных источников стало известно, что сотрудничество с Баснер теперь у финнов под сомнением.
Васильев так прокомментировал сложившуюся ситуацию: «О Баснер мне стало известно из вашей же публикации. Я ничего не хочу сейчас комментировать». На вопрос, знает ли, где и когда будет суд по мере пресечения, Васильев сказал: «Не знаю, но, если бы меня спросили, я был бы категорически против ареста. Что бы ни было в прошлом, но этого я Лене не желаю».
Добавим, что Елена Баснер – автор красивого запатентованного метода определения подделок живописи. В его основе лежит гипотеза, что до начала эры ядерных испытаний на планете Земля, то есть до Хиросимы, на полотнах не было «изотопов», которые появились после 1945 года.
Борис Григорьев – русский художник, член объединения «Мир искусства» (1913-1918), иллюстратор произведений Федора Достоевского и Максима Горького. Задержанная искусствовед является экспертом по русскому авангарду начала XX века. Елена Баснер долгое время была куратором отдела искусства XX века Государственного Русского музея.
Санкт-Петербург, Екатерина Изотова
© 2014, «Новый Регион – Санкт-Петербург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».