КСП Петербурга нашла в метро нарушений более чем на 9 млрд. рублей Следственный комитет начал свою проверку
Контрольно-счетная палата (КСП) Санкт-Петербурга выявила финансовые нарушения на сумму 9,23 млрд. рублей при строительстве и эксплуатации метро в 2011-2013 годах. Основной ущерб принесли заключенные предприятием инвестконтракты со структурами холдингов «Адамант» и «Петромир» на строительство вестибюлей метро с многоэтажными торгово-развлекательными комплексами. Проверку по выводам КСП уже проводит Следственный комитет, пишет «Коммерсантъ». Проверку КСП провела еще в начале года, но отчет по ее итогам подписан лишь в конце прошлой недели, спустя два месяца после губернаторских выборов. Документ уже истребован Следственным комитетом РФ, а также направлен в прокуратуру, губернатору и в Законодательное собрание.
Внимание аудиторов привлекли инвестконтракты по застройке 3,5 га земли на шести новых станциях метро. Участки для привлечения инвесторов к строительству наземных вестибюлей, совмещенных с торгово-развлекательными комплексами (ТРК), комитет по управлению городским имуществом (КУГИ) Смольного передал в период правления Валентины Матвиенко ГУП «Петербургский метрополитен». Эксперты прогнозировали, что проект вызовет «ажиотаж среди всех потенциальных инвесторов», но метрополитен предпочел разместить контракты на закрытом конкурсе. В итоге на пяти станциях многоэтажные ТРК возведены структурами крупнейшего в городе владельца и оператора торговой недвижимости «Адамант» Игоря Лейтиса, Михаила Баженова и Евгения Гуревича. А более 10 тыс. кв. м коммерческих площадей на станции «Адмиралтейская» в двух шагах от Дворцовой площади построило ЗАО «Советник» холдинга «Петромир» Михаила Мирилашвили.
За право разместить на станциях коммерческую недвижимость и приватизировать на льготных условиях участок застройки инвесторы, по данным КСП, перечислили в казну от 1,5 млн. рублей на станции «Звенигородская», 2,6 млн. рублей на «Бухарестской» и 7,8 млн. рублей на «Международной» до 70 млн. рублей на «Адмиралтейской». Приглашенный КСП независимый оценщик пришел к выводу, что даже самая высокая сумма компенсации занижена в 20 раз. Хотя техзадание на оценку компенсаций выдавал КУГИ Смольного, оценку производили нанятые инвесторами фирмы, чьи расчеты подтвердил подконтрольное КУГИ ГУП ГУИОН. При этом выяснилось, что глава ГУП Владимир Гарюгин «неправомерным решением» освободил застройщика от возмещения 467 млн. рублей, уже затраченных из бюджета на стройку, и не включил в контракт часть построенных городом, но отошедших инвестору подземных площадей. Сделку по станции «Волковская» КСП сочла «незаконной», поскольку «необходимость в привлечении частных инвестиций» там вообще отсутствовала (вестибюль был построен за счет бюджета). Пять остальных построенных «Адамантом» и «Петромиром» переданных городу вестибюля занимают лишь 5,5% от 126,29 тыс. кв. м коммерческих площадей
Ответственность за нарушения аудиторы возлагают и на городские власти: заключать такие сделки должна была администрация, а не метрополитен, говорится в отчете. В КСП отмечают, что ряд нарушений был выявлен КУГИ еще в 2011 году, однако ГУП до сих пор не устранило. В ходе проверки аудиторы выявили и 292 несогласованные с властями сделки ГУП на 7,3 млрд. рублей, в которых «имелась заинтересованность» руководителя ГУП Владимира Гарюгина, а также обнаружили, что счета метрополитена размещены в банке «Санкт-Петербург», в наблюдательный совет которого входит Гарюгин. Кроме того, 33 объекта недвижимости метро не зарегистрированы в госреестре, а еще 13 (включая новые станции) стоимостью 36,7 млрд. рублей эксплуатируются без разрешения на ввод, что может угрожать их безопасности.
Гарюгину КСП предлагает принять меры для компенсации ущерба. Объем выявленных КСП нарушений почти совпадает с выделенной метрополитену на 2015 год субсидией из городской казны – 9,7 млрд. рублей (на 1,3 млрд. больше, чем в 2014 году).
Гарюгин отказался от комментариев, заявив, что отчет пока не получил. Председатель КУГИ Мария Смирнова заявила, что после изучения представит свою позицию по всем замечаниям аудиторов. Телефон гендиректора «Петромира» Руслана Линькова был выключен, гендиректор «Адаманта» Дилявер Меметов заявил, что конкурс был закрытым в связи с особыми требованиями к сооружению объектов метрополитена, а «все определенные городскими властями условия контрактов компания выполнила».
Санкт-Петербург, Полина Николаева
© 2014, «Новый Регион – Санкт-Петербург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».